Прогуливаясь в наш последний аляскинский день по тихому и
спокойному
городу Фэрбенкс, невозможно пройти мимо стоящего в
Гриффин-парке (Griffin Park) памятника советским и американским
летчикам, перегонявшим в СССР в годы Второй Мировой войны самолеты,
которые нам поставлялись Америкой по программе Ленд-лиз. Памятник
был открыт летом 2006 года и изображает смотрящих в небо советского
и американского пилотов, стоящих у пропеллера самолета Р-39
Аэрокобра основной модели истребителей, поставлявшихся в СССР в
годы Второй Мировой войны. Советский летчик (слева) держит в правой
руке карту Ленд-лиза с указанием полетного листа через Аляску на
Восточный фронт.
Здесь же выбиты надписи: Аляска. Сибирь. Вторая Мировая
Война. Мы летали в одном небе. Воздушный маршрут Аляска-Сибирь
19421945 и высказывание президента США Ф. Д. Рузвельта,
сделанное им на Ялтинской конференции в феврале 1945 г.:
Мировая безопасность не может быть работой одного человека или
одной партии, даже одного народа это должен быть мир, опирающийся
на совместные усилия всего человечества.
Краткая история Ленд-лиза
Как же так получилось, что американцы стали помогать в этом
Советскому Союзу, который вместе с Гитлером в сентябре 1939 года,
напав на Польшу, помог развязать Вторую Мировую войну? Тогда СССР
достались лакомые куски от Польши, Прибалтики и Трансильвании и по
этому поводу 22 сентября 1939 года в Бресте был даже проведен
совместный с Вермахтом военный парад. Подобные
совместные парады состоялись также в Пинске и Гродно. Правда, позже
зимой вышел облом с Финляндией
Но не прошло и двух лет, как бывший союзник, вторгнувшись в
СССР, нанес коварный удар и буквально за несколько месяцев дошел до
Москвы и рубежей Волги. Вооруженные силы Союза потеряли тогда очень
много не только в живой силе и военной технике, но и в потерянных и
разрушенных войной заводах, производивших вооружение.
В это же время на Востоке активизировалась Япония и, напав на
Перл-Харбор, объявила войну США, к которой присединились Германия и
ее сателлиты Италия, Венгрия, Болгария и Румыния. Ну, а Британия,
как надежный союзник Америки, всегда была с ней вместе. Вот так,
волей-неволей и образовались две противоборствовавшие насмерть
коалиции
Что оставалось Сталину, кроме как обратиться за помощью к новым
союзникам, один из которых еще в довоенное время помог наладить в
СССР производство знаменитого и лучшего в мире советского пломбира.
Не будем забывать также и о большой довоенной помощи американцев в
обучении десятков тысяч наших специалистов и инженеров, а также в
постройке автозаводов, металлургических комбинатов и
электростанций. Много помогали в этом деле, кстати, и немцы. Все
это было. В 1930-х годах
Ну, а после нападения Третьего Рейха на СССР, Советский Союз
получил возможность и стал закупать военную технику и оборудование
у союзников. В том числе и самолёты. В США первая партия боевых
самолётов была закуплена в августе 1941 года, а с ноября 1941 года
поставки в СССР стали происходить в рамках Ленд-лиза т. е.
бесплатно с долговременной отсрочкой платежа. Согласно этой
государственной программе, Америка поставляла своим союзникам во
Второй мировой войне очень многое: боеприпасы, технику,
продовольствие, медицинское оборудование и лекарства,
стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Бесплатно! Но, с одним
условием переданная в рамках Ленд-лиза боевая техника, оставшаяся
целой после окончания войны и пригодной для использования, будет
оплачена или возвращена после войны в США. По этой программе
поставлялось все перечисленное выше, но в этой статье мы рассматрим
только военную авиацию, которая перегонялась с Аляски. Из города
Фэрбенкс, в который мы прибыли после нашего двухнедельного
путешестви по Аляске.
Погрузка американских
танков на корабль
Во время войны американская военная помощь по программе Ленд-лиз
доставлялась в Союз по нескольким маршрутам: через северную
Атлантику до Мурманска и Архангельска; через Тихий океан до
Владивостока; по Трансиранскому маршруту по Индийскому океану до
иракского порта Басра и далее через Иран в СССР. А так же по АлСибу
маршрутом, который начинался в Фэрбенксе.
Первые образцы военных самолетов, как упоминалось выше, были
поначалу советской стороной закуплены в США и переданы
Великобританией еще до программы поставок по Ленд-лизу. В
дальнейшем все поставки авиатехники определялись трёхсторонними
соглашениями между СССР, США и Великобританией. В итоге всего по
ленд-лизу в СССР поступили 14 126 американских и 4174 британских
самолётов, из них 8094 было перегнано с Аляски, а остальные
доставлены морским путём из Великобритании в Мурманск.
Трасса Ал-Сиб
Почему Фэрбенкс стал таким местом ведь военные самолеты
производились в центральных районах США? На самом деле, как
показано выше, таких транспортных ветвей, по которым шла помощь в
СССР, было несколько через Британию в Мурманск и через Иран в
Среднюю Азию и Кавказ. Поставка их через Мурманск была
затруднительной самолеты нужно было разбирать-собирать. Оставалась
только линия Аляска Сибирь Урал. Но сложность ее была в том, что
практически, никаких аэродромов на этом пути тогда не было. А
военные самолеты того времени не были предназначены для таких
длительных полетов.
И все же, несмотря на это обстоятельство, северный вариант, как
один из самых надежных, был принят и почти целый год шло
оборудование этой трассы строились по пути до Красноярска новые
аэродромы, жилые дома для технического персонала и дороги. И вся
эта операция считалась по нормам того времени секретной! Сначала
американцы предложили вариант, что они сами будут пригонять эти
самолеты на Урал, но Сталин воспротивился этому слишком много
секретов узнали бы тогда янки!
И тогда был принят вариант быстрой подготовки к управлению этими
самолетами наших летчиков и командирования их на Чукотку и в
Фэрбенкс. Именно в этом городе советские летчики и принимали
самолеты, которые поставляла американская сторона. В итоге был
выбран следующий путь, по которому переправляли самолеты через
Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до
Красноярска: Фэрбанкс Ном (на Аляске) Анадырь Берелёх (Сусуман)
Якутск Киренск Красноярск. Между этими точками в целях безопасности
были построены еще и промежуточные аэродромы для посадок-пересадок
при сложных погодных условиях. Дело в том, что на каждом новом
этапе экипажи летчиков сменялись первые возвращались обратно, а
вторые летели по эстафете дальше к Уралу. Весь путь от начала до
конца, не проделывал из них никто.
Фербенкс
Итак, американский город Фербенкс в годы Второй
Мировой войны являлся местом передачи самолетов, изготовленных на
заводах США для Советского Союза. Американские летчики перегоняли
самолеты с заводов на базу в Грейт Фолс (штат Монтана) и далее до
Фэрнбенкса (штат Аляска). В нем советские представители принимали
эти самолеты и затем летчики перегоночной авиадивизии переправляли
их далее до Красноярска почти 6500 км по воздуху, оперируя в полёте
только простейшими средстами навигации. По маршрутам это выглядело
так:
1 Фэрбенкс Уэлькаль (Чукотка) 1560 км
2 Уэлькаль Сеймчан (ныне Магаданская обл.) 1450 км
3 Сеймчан Якутск 1167 км
4 Якутск Киренск 1331 км
5 Киренск Красноярск 965 км
За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й
Краснознаменной перегоночной авиадивизии в труднейших условиях
Крайнего Севера, рискуя жизнью, перегнали по трассе АлСиб 8094
американских самолета. Потери за все время перегонов составили 81
самолет чуть больше 1 процента. При этом погибли 115 летчиков.
Самым лучшим у советских летчиков считался истребитель Bell P-39
Airacobra. На них летали такие асы как Покрышкин, Гулаев, Речкалов,
Кутахов и многие другие мастера воздушного боя. Покрышкин в своих
воспоминаниях называл Аэрокобру своим любимым самолетом! Еще бы
ведь 48 из 59 сбитых им самолетов пришлись как раз на этот
американский истребитель.
Послевоенная история трассы АлСиба и наша память о
ней
Какая же память осталась у нас о том, очень патриотическом, для
наших стран, времени? В эпоху Холодной войны об этих событиях было
принято не вспоминать. Да и трасса все ещё считалась секретной.
Бывший начальник АлСиба, командир 1-й Краснознаменной перегоночной
авиадивизии Герой Советского Союза летчик Илья Мазурук на встрече с
ветеранами в 1987 году сказал: Трасса оставила след не только в
нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт
полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении
Сибирского Севера Аэрофлотом. Трасса предопределила регулярное
воздушное сообщение в этих районах.
Среди простого народа эта помощь в годы Холодной войны не
афишировалась, но в узком кругу, который контролировал всеслышащий
КГБ, такие деятели как маршал Жуков, не скрывали своих мыслей:
Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали. Но
ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов,
без которых бы мы не могли формировать свои резервы и не могли бы
продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин! У
нас не было взрывчатки, пороха, не было чем снаряжать винтовочные
патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом,
взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли
бы быстро наладить производство танков, если бы не американская
помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это
было свое в изобилии.
Всем также известно высказывание Сталина на встрече с Рузвельтом
(США) и Черчиллем (Великобритания), сделанное им в Тегеране 1
декабря 1943 года: Я хочу сказать вам, что, с советской точки
зрения, сделали Президент и Соединенные Штаты для победы в войне.
Самые важные вещи в этой войне машины. Соединенные Штаты доказали,
что могут производить от 8.000 до 10.000 самолетов в месяц. Россия
может производить, самое большее, 3000 самолетов в месяц. Англия
производит 3000 3500 в месяц, в основном тяжелые бомбардировщики.
Таким образом, Соединенные Штаты это страна машин. Без этих машин,
поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну.
Что делается у нас сейчас для сохранения памяти об этом важном
для наших стран событии? В Якутии с 1982 г. начались поиски
пропавших при перегонах самолётов. Поисковый отряд Отважный
исследовал 12 мест таких катастроф перегоночных самолётов. В
современной России на эту тему появились памятники в Якутске,
Красноярске, Олёкминске, Сеймчане, Кадыкчане, Киренске, Иркутске,
Магадане, Оймяконе, Зырянске. Память о том знаковом для наших стран
событии, живет в нашей памяти и сердцах
Все российско-американские города-побратимы, несмотря на
пандемию, сберегли дружеские отношения в сохранении памяти о Второй
Мировой войне. Отмечается, что 9 мая 2020 г. в Магадане состоялось
торжественное открытие памятника Героям АлСиба, посвященного
советским и американским военным летчикам. В мероприятии приняли
участие представители города-побратима Анкориджа (штат Аляска).
Кроме того, в этот День Победы в городах Эгвекинот на Чукотке и
Фэрбенкс на Аляске состоялось синхронное возложение венков к
памятникам в честь героев воздушной трассы Аляска Сибирь.
В Киеве тоже есть памятник, касающийся темы Ленд-лиза и я узнал
о нем только тогда, когда начал писать эту статью. Всезнающий Гугл
выдал информацию в спальном районе Киева на Южной Борщаговке есть
такой памятник! Но посвящен он не самолетам, а самой популярной у
рядовых солдат и офицеров того времени машине Джип Виллис!
Скульптурная композиция представляет собой гранитный обелиск на
братской могиле, рядом с которым стоит выполненный в бронзе
легендарный фронтовой автомобиль Jeep Willys, тоже поставлявшийся
из США для нужд Советской армии по программе Ленд-лиз. На бампере
джипа сидит с поникшей головой воин-шофер и, глядя на обелиск, как
бы поминает своих павших на войне друзей-товарищей. Авторы
памятника архитектор Н. Кислый и скульптор В. Чепелик. Этот
необычный и очень трогательный памятник был установлен еще в 1985
году и, конечно, ни с какой безвозмездной помощью как знак
благодарности, тогда не связывался.
Скульптура солдата и машины
Джип Виллис (архитектор Николай Кислый и скульптор Владимир
Чепелик) была установлена в 1985 году на месте братской могилы по
ул. Симиренко, где похоронены 74 солдата.
А какова же была конечная расплата за все это поставленное
оборудование и вооружение? Советский Союз, хоть у него и оставались
в целости многие виды военной техники, ничего за нее так и не
заплатил и оставшуюся целой технику не вернул. Более того, она была
замечена на полях военных сражений и конфликтов в Северной Корее и
Вьетнаме, в подавлении советского инакомыслия в Венгрии и
Чехословакии. А кто не помнит Студебеккеры, которые использовались
в нашем народном хозяйстве и ходили по нашим непроходимым дорогам
до 60-х годов и даже позже? Россия, принявшая на себя права
рухнувшего в одночасье Советского Союза, погасила долг в 2006 году,
выплатив США 722 миллиона долларов, что составило 6,5% от стоимости
полученных СССР поставок. Общая сумма задолженности не
индексировалась с учетом инфляции. В ценах 2015 года стоимость
поставок по ленд-лизу специалистами определялась в 160 миллиардов
долларов
Вечерний Фэрбенкс
Вот такие мысли и воспоминания посетили нас про виде этого
интересного памятника на берегу далекой от нас аляскинской реки
Чена. По ее набережной прогуливаться приятно народу немного, улицы
практически пустые. И тепло. Даже, как для Аляски и жарко: +25.
Неподалеку от навеявшего такие обильные воспоминия памятника
Ленд-лизу, на берегу реки Чена есть еще парочка инсталляций, на
которые стоит взглянуть. Первым на нашем пути стал подаренный якорь
со списанного военного корабля. Наверно, он должен символизировать
вечную стоянку города на этом месте реки, на котором сел на мель
речной корабль Э. Барнетта, перевозивший припасы для вновь
прибывающих золотоискателей в августе 1901 года.
Чуть подальше и выше по течению реки, есть еще одна интересная
инсталляция Арка из рогов северных животных (Moose Antler Arch).
Она была построена в 2010 году, считается самой северной роговой
аркой в мире и состоит из более чем 100 рогов от разных видов
северных животных. Эти рога сплетены вместе и обрамляют череп,
служащим центром этой композиции. Рога, принадлежавшие лосям и
оленям карибу, были подарены охотниками и фермерами со всей Аляски.
Эта арка объявлена как Ворота в центр города Фэрбенкс и ее целью
является привлечение внимания к пешеходным и велосипедным дорожкам,
которые предлагает город в парковых зонах вдоль реки.
Как известно, каждую весну лось и олень карибу отращивают новые
рога, сбрасывая их осенью и любой, кто проводит время в тайге за
грибочками или на охоте, вероятно, находил такие таежные
подарки.
Пора идти в сторону нашего отеля Regency Fairbanks Hotel и
выезжать в аэропорт. До отеля всего-ничего около километра и это
расстояние было приятно пройти пешком по тихим и спокойным улочкам
города. После того как прошли несколько улиц с многоэтажными
офисными помещениями, город стал в основном, одноэтажным вдоль улиц
тянулись небольшие и чистенькие дома безо всяких заборов.
Встречалось много полянок и пустых пространств, которые были
засажены цветами.
Уже подходя к нашему отелю, увидели оригинальную клумбу, цветы в
(на) которой росли прямо в старой вагонетке, которая когда-то
использовалась для перевозки золотоносной руды и ее последующей
промывки и отбора кусочков золота.
Для трансфера в аэропорт отель предоставил нам бесплатный проезд
на небольшом минибусе и его водитель еще раз приятно удивил нас уже
ставшим привычным пассажирским сервисом. Хотя он и видел, что среди
нас не было людей с ограниченными возможностями так в культурных
странах называют инвалидов, он все равно поставил такую
дополнительную подножку у входа в машину. Это Америка
На этом наше полуторамесячное путешествие по США, совершенное в
июнеиюле 2018 г., заканчивается. А началось оно с прилета в
Нью-Йорк, последующих перелетов к водопаду
Ниагара и столицу игорного бизнеса Лас-Вегас.
Затем от него было большое автопутешествие
к Тихоокеанскому побережью и далее вдоль океана от
Сан-Франциско до Сиэттла.
Ну, а после перелета в Анкоридж,
постарались максимально использовать две недели на Аляске посетили
полуостров
Кеннаи, где можно было полюбоваться китовой феерией и
полуостров Катмаи
с его медведями, ловящими прямо на наших глазах идущего на
нерест лосося. Вернувшись в Анкоридж, на прокатных автомобилях
продолжили путь на Север, посетив по пути природные
достопримечательности этих мест ледник
Матануска и НП
Денали и прибыли, наконец, в нашу последнюю точку город
Фэрбенкс.
-------------------
P. S. В материалах рассказа использована информация из открытых
печатных источников.
Фотоальбомы к записи