Мужской костюм английских модников-франтов эпохи Ренессанса.
.
Английский костюм к 16-17 векам достиг пика изысканности,
богатства, пышности, роскоши убранства. Это мы знаем, благодаря
парадным портретам.
.
Перед нами - самый известный щёголь, расточитель эпохи Ренессанса
Англии, самый большой модник, франт - Ричард Саквилл, третий граф
Дорсета (Richard Sackville, 3rd Earl of Dorset (1589 1624). Граф
потратил на свои костюмы чуть ли не всё своё состояние.
.
Шекспир в Гамлете просит:
Рядись, во что позволит кошелёк,
Но не франти - богато, но без вычур...
.
Но Шекспира ли слушать третьему графу Дорсета? Мода и жгучее
желание удивить нашептывали моднику другие ценности. Надо было
соответствовать не только духу времени, но и смотреться со своим
другом - королём Джеймсом I, Стюартом не хуже, а может даже и
лучше, экстравагантнее. Ослепить женщин, ослепить двор небывалой
красотой и изяществом для Ричарда Саквилла было задачей номер один.
А может и вместе с этим сделать английский королевской двор мировым
центом европейской моды! Как знать...
.
Посмотрим внимательно костюм английского Ренессанса, тщательно
выписанный художником на третьем графе Дорсета. Кроме ярких тканей,
шёлка, наше внимание приковывают - ноги героя: ажурные чулки и
штаны-буфы..
Штаны-буфы были невероятно популярны среди знати Европы. Мы
вспоминаем портреты середины 16 века двора Медичи, двора Испании,
Италии. Мода 1560-х диктовала этот стиль. Причём начала эту моду,
своё победное шествие по аристократическим дворам Европы- Испания.
Англия лишь подхватила позже и Елизавета I очень старалась на этом
поприще дорогих тканей, фасонов, украшений. Но то ведь королева,
женщина, а тут экстравагантность мужчины-аристократа.
.
На дорогом, с использованием самых дорогих красок, пигментов,
портрете Исаака Оливера (1616 - художник выполнил этот портрет
графа за год до своей смерти, 1617) - граф изображён в ярко-синих
чулках, сочетающими по цвету с основным полем узорных штанов.
Чулки украшены изысканной вышивкой золотыми нитями и цвета
гармонирует с узором на штанах-буфах и с украшениями на туфлях.
Цветовые смыслы костюма Ренессанса важно прочесть: лазурные чулки и
башмаки жемчужного цвета, например, ассоциируются с морем; расшитый
травами кафтан - с землёй; а тёмно-синие штаны-буфы усыпаны
звёздами и планетами-небесами. Золотые звёзды на тёмно-синем
выражали на аллегорическом языке того времени *Красоту и
Достоинство*. Конечный смысл костюма графа может быть расшифрован
именно так: красота и достоинство, даже если это стоит огромных
денег. Ослепить двор и всех, приглашённых на королевской приём -
главная задача для графа. И все обязательно заметят необычность,
яркость цвета. Да, да, это красиво, да, да - это достойно и очень
оригинально, не похоже ни на кого другого во всей Европе! И имя
история запомнит, хотя бы костюмом, если не другими возможными
успехами времени.
.
Безусловно, костюм, где гармонично соединялись ткани, отделки,
отдельные предметы являлся художественным произведением портного,
мастера.
.
Вышитые чулки, перчатки, включение в костюм драгоценных украшений,
нашивание шнуров, галунов, прорезов, драпированных буфов,
накладывание ажурных манжетов, стоячих кружевных воротников,
использование ярких тканей достигли своего апогея в моде периода
Тюдоров-Стюартов, эпохе английского Ренессанса, эпохе
шекспировского театра. Это было время театра двора, дизайна
костюмов и демонстрации своего достатка. Этот ошеломляющий наряд и
детальное их описание на картине стоило огромных средств.
.
Наш модник начал появляться с демонстрацией своих невероятных
костюмов, тканей с начала 17 века. Так портрет 1613 г., выполненный
знаменитым портретистом того времени Уильямом Ларкиным поражает
подробностью выписанных ярких деталей. Ларкин нам стал известен как
художник, прежде всего именно тем, что своих аристократов он писал
с тщательностью не меньшей, чем выписывал детали роскошных тканей,
вышивки, кружев. Орнаментальность, тонкость, дотошность - это
запрос живописи эпохи Ренессанса.
.
Весь костюм богато вышит, отделан тесьмой и кружевом. Башмаки с
округлёнными носами того времени завязывались спереди, причём
завязки скрыты большими розетками. Белая ткань из серебряного
дублета, вышитая стилизованными полосками жимолости черным атласом
и золотой металлической нитью приводят в трепет от изыска. Колет
(камзол) застёгнут спереди на пуговицы от высокого воротника-стойки
до самой талии. Узкие, по ноге, чулки украшены вышивкой почти до
колена. Вышивкой и орнаментом хотел выделиться из большого
количества 3 граф Дорсета. Просматривая парадные портреты того
времени, мы только у него, нашего героя, обнаруживаем эту
экстравагантность, в то время, как все остальные аристократы
показаны в роскошном костюме, но в однотонных чулках, без
вышивки.
.
Третий герцог Дорсета стоит на роскошном ковре Лотто, привезённым
морем из древней Анатолии. Костюм графа на этом портрете -
демонстрация последних завезённых тканей в Англию того времени, но
ещё и его атрибуты, включая изысканные предметы, такие, как
восточные ковры.
.
Орнаментальность ковра, что соткан вручную в лучших традициях
венецианского художника Лоренцо Лотто, показан художником детально,
сочно: ярко-красный фон полотна и кружевные арабески, как правило,
желтого цвета. Изображение графа настолько ослепительно, роскошно,
что как в театре, нам только остаётся аплодировать этому
костюмированному шоу.
.
Умер граф достаточно рано, в 35-летнем возрасте. Покоится Ричард
Саквилл, третий граф Дорсета не где-нибудь, а в Вестминстерском
Аббатстве, храме-усыпальнице королей Англии!
Портреты и их детали:
1. Richard Sackville, Earl of Dorset, Isaac Oliver, 1616 ( V&A
collection)
2. Richard Sackville, 3rd Earl of Dorset, 1613, by William Larkin
English Heritage. Kenwood House, London.