Страница брошюры храма показвает нам грандиозность Исаакиевского собора в разрезе:
Страница брошюры храма показвает нам грандиозность Исаакиевского собора в разрезе:
История строительства собора на этом месте видела многих имена архитекторов: А. Ринальди, В Бренна, А. Бетанкур и приехавший из Франции Огюст Монферран.
И как они создали эту грандиозность 19 века? Из летописи и картин того времени мы можем многое почерпнуть.
Например, чтобы свести к минимуму последствия осадки здания, инженеры заложили под храм сплошной фундамент на свайном основании. Просмоленные брёвна для укрепления грунта забивали в котлован на расстоянии равном диаметру сваи. Использовали старый фундамент прежней церкви (почти 13 тыс. свай), забили ещё дополнительно 11 тыс. новых свай. Промежутки между ними заполнили утрамбованной землёй. На сваи уложили гранитные плиты в два ряда и закрепили цементом. Так, общая высота только фундамента собора составила 7 метров.
Гранит, как высоко-прочный камень был одобрен для строительства колосальных размеров храма. Всего в Исаакиевском соборе 112 гранитных колонн различной величины.
Транспортировка монолитов гранита из каменоломни Пютерлакса,
недалеко от Выборга (огромные запасы гранита и близость с Финским заливом с глубоким фарватором обеспечили успех проекта) осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировали два парохода до пристани в Петербурге, где производилась выгрузка и перевозка их по специальному рельсовому пути на строительную площадку.
Кстати, применение рельсового пути на строительной плащадке стало новаторским подходом в храмового строительства в России.
Колонны портиков поднимали с помощью особых лесов высотой 22 метра с 16 горизонтальными чугунными кабестанами с рычагами, каждый из которых приводила в движение команда из 8-ми рабочих.
Впечатление монументальности здания, совершенно точно, дополняет облицовка тяжёлыми мраморными плитами. Огромные двери, купол (опираясь на опыт, эскизы английского архитектора Кристофера Рена), окнаособый витраж.
Витраж.
В декоративно-художественную структуру собора абсолютно органично вошёл грандиозный по своим размерам витражный образ Воскресшего Христа за царскими вратами.
Автор алтарного образа Христа в Исаакиевском соборе Макс Эмануэль Айнмиллер (18071870 гг.). Он был одним из самых значительных технологов и мастеров стекольной живописи в истории немецкого витражного искусства нового времени.
Витражный мастер.
Макс Эмануэль Айнмиллер владел в совершенстве техникой приготовления цветных стёкол, он был мастером производства стекла с тончайшими переходами тонов. Он располагал более 110 цветами и оттенками. Его витражные работы украшают окна Ватикана, собор Глазго, часовня первого колледжа Кембриджа Питерхаус.
Официальный заказ на изготовление витража был передан мюнхенской мастерской в ноябре 1841 года. Посредником между нею и комиссией по строению Исаакиевского собора выступал архитектор Лео фон Кленце. Проект был осуществлён с одобрения императора Николая I, Святейшего Синода и самого архитектора Монферрана.
По всем параметрам это был очень крупный заказ. Его стоимость вместе с доставкой составила 40 тысяч талеров или 24 400 рублей ассигнациями. Два с половиной года ушло на создание огромной стеклянной картины. Осенью 1844 витраж был смонтирован и установлен в окне главного алтаря собора для демонстрации императору Николаю I, после чего стеклянная картина была вновь разобрана и хранилась некоторое время в ящиках в подвале храма. В 1847 витраж уже вновь находился на предназначенном для него месте. Так в Петербурге появилась работа одной из самых первых и при этом самой известной в Европе в первой половине 19 века витражных мастерских.
Этот тип витража-картины появился в эпоху Ренессанса, когда усовершенствования в области художественного стеклоделия дали возможность витражистам писать по стеклу как по холсту, композиция витража в Исаакиевском соборе расположена как на сплошном листе бумаги или холсте. Идея перенесения изображения с живописного полотна на стекло стала особенно популярной в Европе с 1830-х годов, а расцвет этого направления витражного искусства пришелся на 18401850-е гг. Петербургский витраж, законченный в 1843 г., был для своего времени одним из самых грандиозных воплощенных замыслов в этой области. Именно в этом была уникальность расписного окна Исаакиевского собора для европейского витражного искусства 1840-х. Этот витраж, конечно же, особенный он воспринимается именно как икона, как образ на стекле, поэтому совсем не противоречит православной церковной традиции изображения христианских образов.
В эпоху романтизма 19 века в Европе и России, этот витраж стал первым и единственным в своём роде как часть Православного храма. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны.
Тут нужно ещё отметить, что с алтарным образом Исаакиевского собора связаны и начало изготовления расписных стекол для окон на Императорских стеклянном и фарфоровом заводах, и первые опыты по реставрации витражей, и устройство первой в России искусственной подсветки для витражного окна.
Камнерезы-мастера создали внутри интерьера исключительный синтез искусств. Стены собора облицованы разными сортами мрамора как из России (Север России, Петрозаводск), так и Европы (Италия, Франция). И знамениты каррарский белый мрамор! И каких только цветов мраромора не увидишь в соборе: светло-и тёмно-серый рускеальский мрамор, жёлтый сиенский мрамор, зелёный генуэзский мрамор, красный гриотто, розовый тивдийский мрамор, стены и мрамора серавеццо А ещё в интерьеры мы видим минералы: шокшинский порфир (с Онежского озера), светло-бирюзовый и тёмно-зелёный малахит (рудники Демидовых), бадахшанский лазурит (привезён из Афганистана), и конечно бронза, медь.
Иконостас Исаакиевского собора считается наиболее пышным и торжественным в храмовой архитектере России, где и парит воскресший Христос на витраже (28.5 м.) мюнхенского витражиста 19 века.
Кроме роскошного витража грандизность собору придают: 104 настенный росписи, 52 картины на холсте (созданием живописи в Исаакиевском соборе руководил ректор Академии Художеств В. К. Шебуев), более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа, 150 панно и картин.
Грандиозный (816 м.) плафон главного купола выполнен великим К. П. Брюлловым. В центре круговой уомпозиции Богоматерь в молитве, рядом Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, вокруг святые покровители дома Романовых.
Брюллов был доволен своей работой. Она была его последней работой и самой, наверное, духовной по смыслу, грандиозной по наполнению.
Спасибо за внимание.
Татьяна Уайт.