Художник Саксонии, Лукас Кранах Старший (Лукас Мюллер) 1472-1553 гг. был последним художником уходящей эпохи немецкого Возрождения. Он происходил из семьи потомственных живописцев, и, как утверждается всеми искусствоведами, был невероятно продуктивным художником своего времени - около 5 тыс. работ: гравюр, алтарей, придворных портретов, изящных женских изображений. Про таких людей говорят, что они родились под счастливой звездой. Всё удаётся: есть и достаток, и везение, и связи с сильными мира сего, с властью и силы на самореализацию. Такое ощущение, что Лукас Кранах Ст. (Старший) всегда был в нужном месте в нужный час. Кранах Ст., будучи ближайшим соратником и другом Лютера, пропагандистом лютеровских идей, написал множество портретов самого Лютера, других протестантских реформаторов. Он дал этой новой вере, протестантизму лицо.
.
Кранаху доверяли. Саксонский курфюрст Фридрих III, пригласив Лукаса Кранаха старшего на свой двор доверил Кранаху воспитание своего сына Иоганна. Кранах многократно избирался бургомистром. Кранах успешный бизнесмен; после удачной женитьбы владел аптекой, что позволяло ему получать за дёшево красочные минералы для своей живописи и графики. Кранах получает патент на пивоварение и даже владеет типографией. Кранаху было пожаловано дворянство и вместе с ним право иметь герб! И всё это одному Кранаха! За 50 лет при дворе Лукас Кранах Ст. - самый высокооплачиваемый придворный художник и самый богатый житель Виттенберга.
.
Кранах со временем развивает свой, узнаваемый стиль письма, от картин Кранаха нельзя оторвать глаз, они притягивают и долго не отпускают зрителя. Воплощение женского образа, его чар и силы в искусстве 16 века стало загадкой и магией в творчестве Кранаха. Кранаховские красавицы, словно пришедшие из космоса, гипнотизируют, смотрят с полотен и не договаривают что-то, держат интригу.
.
Его серия работ элегантных дам в модных нарядах обильных украшениях заслуживает отдельного внимания. Мы узнаём стиль художника по его пластическому языку, колориту. Открытая экспрессия, напряжённая выразительность женских лиц, грациозность тела, со змеиным изломом словно из фарфора женских фигуры. Кранах придумал свой узнаваемый идеал красоты, объединив S-образный изгиб готических фигур с его детальным, филигранным мастерством кисти, выписывая детали женского платья, развивая свой образный язык арабески, в ювелирном узоре платья. Его отличают от других художников именно изысканные детали костюма его персонажей, тонко декорированные, каллиграфически выписанные акценты. Кранах подробно выписывает детали грации, помещая в полотна загадки прочтения. Красота в то время была востребована кругом бушевал хаос перемен. Но рядом с кранаховской красотой и изяществом есть что-то кошмарное.
.
Красавицы Кранаха контрастирует со анатомически подробно изображённой, окровавленной, отрубленной головой Иоанна или Олоферна. Ужас и утончённая красота женских образов наверное, неспроста.
.
Лукас Кранах был абсолютно одержим изображением отрубленных голов, только Саломей с главой Иоанна Крестителя Кранах написал 5 раз и 4 раза изобразил Юдифь с головой Олоферна.
.
Глава Иоанна Крестителя. Давайте посмотрим на развитие размышлений художника. Одна и та же голова, из картины в картину, но держащие на подносе женские образы разные, они эволюционируют, они подводят нас к ответу, к сущности назидания Кранаха, религиозного моралиста и предупреждения о возможности потери головы от вожделения. И не только! Голова, единственный образ, кочующий из полотна на полотно, как лакмусовая бумажка просвечивает сущность красавицы Кранаха.
.
Окровавленная, зверски усечённая глава пророка и нарядная, в модных платьях и бижутерии эпохи Ренессанса красавица. Контраст, выведенный художником Лукасом Кранахом, необходимо понять, уловить, прочесть. Прекрасно это прослеживается на примере образов Саломеи и Иоанна Крестителя, на контрасте силы и слабости, добродетели и порока: Иоанн Креститель и Саломея. Трагическая судьба пророка неразрывно связана с девушкой по имени Саломея. Какую роль она сыграла в смерти Иоанна Крестителя, почему она являет собой загадку? Мы, пожалуй, никогда и не узнали бы о ней, если бы ни Иоанн Креститель.
.
Что есть сила, что есть слабость? Правда и лукавство, обман, роковая женщина и вечный пророк истины всё в этих нравоучительных персонажах полотен Кранаха. Встречается в литературе даже утверждение, что отрубленная голова у Кранаха на полотнах это как как появление христианской истины под страшным духом реформации или женской власти и как урок утраты здравого смысла под влиянием женских чар.
.
Не буду здесь подробно описывать историю, что разыгралась на праздновании полувекового юбилея Ирода Антипы в Мохероне (Иордании) и роли Иродиады, роли её дочери Саломеи и о танце семи вуалей. Это всё можно прочесть самим. Тут важно только упомянуть, что Иоанн критикует власть Ирода, обличает её и за это он заключён в темницу, за свой голос правды. Хотя главное действие в сюжете, как это часто бывает- женщина. Шерше ля фам. Хитрость, коварство, сговор, соблазн...
.
Вечная тема героическая и роковая женщина, побеждающая сильного мужчину и демонстрирующая свое превосходство над ним. Но в этом случае превосходство даже перед мертвым человеком, пророком, вещающим истину..
.
Была ли Саломея невинным созданием, которой манипулировала хитрая, коварная мать? В разные эпохи образ Саломеи в живописи меняется. Одних художников привлекает контраст между девичьей невинностью и окровавленной головой Иоанна Крестителя. У других это воплощение демонической красоты, которая идет рука об руку со смертью. Не давала Саломея покоя и Джотто, и Альберту Дюреру, и Тициану, и Караваджо, и Пикассо, и Обри Бёрдслею.... Эта тема Иоанна Крестителя и Соломеи была популярна у и у художников второй половины 19 века. Конец 19 века проходит под знаком мифа о Соломее.
.
Можно заметить и эволюцию образа Саломеи Лукаса Кранаха через сквозную тему сила женщины, всесилие женских чар, сила женщины над мужчиной. В творчестве Кранаха есть то самое отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или власти женщин. Кранах Ст., изображая Саломею, подходит к разгадке её сути, идя к образу тернистыми путями, поисками той, настоящей, поучительной красотки. Какие эмоции мы читаем на лице Саломеи: ужаса, печали, холодного спокойствия, а может быть насмешки? Эти эмоции важны, так как искусство говорит с нами выразительными средствами.
.
Саломеи, вышедшие из Виттенбергской мастерской Кранаха с отрезанными мужскими головами на посеребренных подносах, не скрывают своей лукавой улыбки победительниц. Но у Кранаха смысл глубже, чем просто красоты или победы. У Кранаха Саломея призыв к нравственному очищению. Кранах как бы вытаскивает на поверхность внутренний мир героини, её греховность вместе с ангельской внешностью. Посмотрим это в иллюстрациях.
..
Иллюстрация 1.