Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Апостолы Петр и Павел. Картина Эль Греко.

Апостолы Петр и Павел. 1592. Государственный Эрмитаж - Эль Греко (настоящее имя - Доменико Теотокопули)

.

Эль Греко находился под особым обаянием Критской иконописной школы и знал хорошо основы иконописи, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса.Восхищаяст Тицианом, Эль Греко также пытался понять и перенести понимание стиля, игры света и тени Тинторетто на свои полотна. У художникасформировалось своё особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые главенствовали в иконографическом искусстве того времени. Эль Греко знал, что лишь через аскетичные образы святых апостолов, изображая глубину взгляда, направление, высвечивая их детали одежды, через светотень он может обнажить духовный пласт своих персонажей. В искусстве он пошел своим самобытным путём и явил нам синтез художественного стиля, присущего эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии.

.

Иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках. Отталкиваясь от деталей апостолов, Эль Греко через свет, цвет сумел обогатить образы и создать картину-диалог, синтезировав всё это в одном полотне, что как магнитом, тянет наш глаз в прочтение её.

.

Изображение апостолов Петра и Павла в трактовке Эль Греко - это противопоставление двух натур и темпераментов. Павел умен, где-то даже категоричен, решителен и эмоционален. Одна рука лежит на книге Святого Писания, указующий жест другой как бы подтверждает написанные им проповеди христианской веры. Контрастом ему выступает апостол Пётр. Он старше Павла, в более блеклой одежде, в сомнениях или может...размышлениях. Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе, а может это молитвенное созерцание, что так трудно уловить? Положение их рук образует как бы золотое сечение, руки почти в центре картины. Жесты рук, образующих композиционный центр, выражают диалог, который объединяет обоих апостолов. Руки почти вплетены друг друга и мы следим за двидением мазков художника, ищем разгадку его символизма и не только через движения их, но и через светотени. Петр в одной руке держит ключ часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Сопоставление рук обоих апостолов - твердой сильной руки Павла и мягкой, просительной - Петра. Апостолы, словно два направления: Восток и Запад, два контраста. Апостолы Петр и Павел были очень разными людьми, тем не менее, но в историю церкви они вошли вместе.

.

В 324 году в Риме и Константинополе появились первые храмы в честь Петра и Павла. 12 июля день памяти апостолов Петра и Павла и он связывается с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. Кроме того, согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, хотя и в разные года.

.

На картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом из Послания к Галатам. И тут разность позиций, но есть диалог и в споре, как известно, рождается истина. Сумел убедить Павел Петра? Или всё было с точностью наоборт? Что есть истина, как мы идём к ней, какие духовные споры преодолеваем?

.

Детали. На полотне два сильных и мудрых учеников Христа. Апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним; они отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом. Цвета туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники), гиматия (плаща) тоже сиволичны. Пылающий цвет темно-красного плаща Апостола Павла подчеркивает его характер на контрасте бледного, неуверенного, и даже где-то уставшего Апостола Петра. На заднем плане некий столб, как будто даже специально высвеченный. Он разделяет двух апостолов. По символике это может быть подножие Креста Христова.

.

Не кажется ли вам, знающим искусство Эль Греко, что Апостол Павел на этом полотне сам Эль Греко. Посмотрите на Автопортрет Эль Греко (1604) в. Метрополитен Музее Нью-Йорка. Сходства образа поразительные! Нам только приходится догадываться почему Апостол Павел был так близок художниеку, что он постарался списать этот образ с себя.

.

В 1597 году, спустя несколько лет после завершения первой картины Апостолы Петр и Павел, художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, образы этих апостолов не столь убедительны. А может именно в то время, в 1592 году Эль Греко познал истину и она снова от него ускользнула в глубь его духовных метаний? 1590 пик художественного психологизма полотен Эль Греко, пик наития самого себя.

Автор текста Татьяна Уайт. Эдинбург. Июль 2021 г.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Источник: www.tourister.ru
К списку статей
Опубликовано: 19.07.2021 16:30:17
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Санкт-петербург

Последние комментарии

© 2006-2021, tuvatforum.ru