Апостолы Петр иПавел. 1592. Государственный Эрмитаж Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули)
Эль Греко находился под особым обаянием Критской иконописной школы, онзнал хорошо основы иконописи, живя наКрите, учился управославного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Восхищаясь Тицианом, Эль Греко также пытался понять иперенести понимание стиля, игры света итени Тинторетто насвои полотна. Ухудожника сформировалось своё особое ощущение света ипространства, особый символизм, виконографическом искусстве того времени. Эль Греко знал, что лишь через аскетичные образы святых апостолов можно изобразить глубину взгляда, направление, высвечивая при этом детали иходежды, через светотень, обнажая духовный пласт своих персонажей. Вискусстве онпошел своим путём, являя нам синтез художественного стиля, присущего эпохе Ренессанса, иэлементы православной иконографии.
.Иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают ненасамих образах, анадеталях: сложенных пальцах, развернутых кверующим ладонях, прижатой ксердцу руке иособенно натом, что усвятого вруках. Ведь наруки мыобращаем наше внимание всегда.
Отталкиваясь отдеталей апостолов, Эль Греко через свет, цвет исимволы сумел обогатить образы исоздать картину-диалог, синтезировав всё это водном полотне иэта магия, как магнитом, тянет наш глаз впрочтение её.
Изображение апостолов Петра иПавла втрактовке Эль Греко это противопоставление двух натур итемпераментов. Павел умен, где-то даже категоричен, решителен иэмоционален. Одна рука лежит накниге Святого Писания, указующий жест другой какбы подтверждает написанные импроповеди христианской веры. Контрастом ему выступает апостол Пётр. Онстарше Павла, вболее блеклой одежде, всомнениях или можетразмышлениях. Кроткий, нерешительный взгляд говорит околебаниях ивнутреннем разладе, аможет это инеразлад, амолитвенное созерцание, что так трудно уловить? Положение ихрук образует какбы золотое сечение, руки почти вцентре картины. Жесты рук, образующих композиционный центр, выражают диалог, который объединяет обоих апостолов. Руки почти вплетены друг друга имыследим задвижением мазков художника, ищем разгадку его символизма инетолько через движения их, ноичерез светотени. Пётр водной руке держит ключ часть его видна зрителю, авторая рука развернута кПавлу. Сопоставление рук обоих апостолов твердой сильной руки Павла имягкой, просительной Петра важны впонимании контрастов. Апостолы, словно два направления: Восток иЗапад, два контраста. Апостолы Пётр иПавел были очень разными людьми, но, тем неменее, висторию церкви они вошли вместе.
В324 году вРиме иКонстантинополе появились первые храмы вчесть Петра иПавла. 12 июля день памяти апостолов Петра иПавла ионсвязывается сднем перенесения ихмощей вРиме, которое состоялось именно 12 июля (29 июня постарому стилю) 258 года. Кроме того, согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр иПавел погибли водин день 29 июня (12 июля поновому стилю) вРиме, хотя ивразные года.
Накартине запечатлен момент спора между Петром иПавлом. Итут понятна, выраженная контрастными красками разность позиций. Тем неменее, мывидим непросто спор, ноидиалог; вспоре, как известно, рождается истина. Сумел убедить Павел Петра? Или всё было сточностью наоборт? Что есть истина, как мыидём кней, какие духовные споры преодолеваем?
Детали. Наполотне два сильных имудрых ученика Христа. Апостол Павел движением руки указывает накниги, лежащие перед ним; они отсылают нас к14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом. Цвета туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники), гиматия (плаща) тоже сиволичны. Пылающий цвет темно-красного плаща Апостола Павла подчеркивает его характер наконтрасте бледного, неуверенного, идаже где-то уставшего Апостола Петра. Назаднем плане некий столб, как будто даже специально высвеченный. Онразделяет двух апостолов. Посимволике это может быть подножие Креста Христова.
Некажетсяли вам, знающим искусство Эль Греко, что Апостол Павел наэтом полотне сам Эль Греко? Посмотрите на Автопортрет Эль Греко (1604) вМетрополитен Музее Нью-Йорка. Сходства образа поразительные! Нам только приходится догадываться почему Апостол Павел был так близок художнику, что онпостарался списать этот образ ссебя.
В1597 году, спустя несколько лет после завершения первой картины Апостолы Пётр иПавел, художник нарисует новую картину (внастоящее время она находится вБарселоне вИзо музее Каталонии), новсравнении скартиной, хранящейся вЭрмитаже, образы этих апостолов нестоль убедительны. Аможет именно втовремя, в1592 году Эль Греко познал истину иона снова отнего ускользнула вглубь его духовных метаний? 1590 пик художественного психологизма полотен Эль Греко, пик наития самого себя.
Автор текста Татьяна Уайт. Эдинбург.Июль 2021г.