- А теперь - удивительная история картины. Картина
была приобретена герцогом Веллингтоном и перешла во владение
супруги Фрэнсиса Д'Арси-Осборна, 7-го герцога Лидса и невестки
старшего брата Веллингтона Ричард Уэлсли. Её первый муж Фелтон
Херви-Батерст сражался с Веллингтоном на Пиренейском полуострове,
командуя 14-м легким драгунским полком с 1811 по 1814 год.
-
До 1961 г. картина принадлежала герцогам Лидским,
решившим продать её на аукционе за 140 тысяч фунтов стерлингов
накануне 146-й годовщины битвы при Ватерлоо. И тут началось самое
интересное!
-
В 1961 известный коллекционер Чарльз Райтсмен,
нефтяной магнат из Америки, приобретает эту картину за 392 тыс.
долларов с желанием её вывезти в Америку. Однако вывезти картину за
пределы Британии Райтсмену не удалось - поднявшаяся в обществе
волна протеста вынудила правительство объявить картину невывозной и
в срочном порядке приступить к сбору средств, все 140 тыс. фунтов
стерлингов для Национальной галереи, то есть, для народа.
-
Тут Исаак-Вольфсон-фонд выделяет 100 тысяч фунтов
стерлингов на покупку этой картины для Нац. Галереи. К этой сумме
добавляют недостающие средства из Гос. казны, и выкупленную картину
размешают на обозрение в лучшей галерее Лондона- 2 августа 1961
года. Но! 19 дней после этого дня кардана пропадает! Её мастерски
выкрадывают из зала Галереи 21 августа 1961 года.
-
Кто? До сих пор англичане пытаются понять, уложить
это дерзкое похищение в своей голове, оправдать или осудить, словом
- оформить своё отношение к этому преступлению. И хотя Национальная
галерея ранее считалась наинадежнейше охраняемым музеем мира: все
окна зарешечены и подключены к электрической сигнализации, картина
была выкрадена одним человеком. Как? Это интересно, поэтому не
стоит спешить с выводами. Тут всё непросто.
-
Неизвестный проник вНациональную галерею вЛондоне
через открытое окно вмужском туалете, затем он оторвал картину в
рамке от витрины и скрылся через окно (быстро, ловко, несмотря на
свою грузность, вес в 110 кг). Ранее, из разговоров с охранниками
галереи похититель узнал, что сложная электронная система
безопасности, состоящая из инфракрасных датчиков и сигнализаций
отключается рано утром для проведения уборки.
-
Похитителем оказался шестидесятилетний безработный, в
прошлом водитель автобуса Кемптон Бантон, который счел
несправедливым, что бедные люди, пенисионеры Британии должны
платить деньги за привилегию смотреть телевизионные передачи
Би-Би-Си. Он полагал - это неправильно и сам не платил налога, но
очень хотел помочь другим.
-
Мотив 1. "Гордость Британии" должна помочь самой
Британии. Мотив 2. Благие помысли наказываться не могут. Будем
отвоёвывать справедливость с генералом, он-то уж знает толк в
справедливости правого дела.
-
Через десять дней после кражи агентство Рейтер
получило письмо без подписи. Неизвестный автор сообщал, что полотно
находится у него. Портрет теперь или позднее будет продан; его
возвращение возможно только после уплаты выкупа в 140 тысяч фунтов,
которые должны быть переданы благотворительной организации. Он
хотел сам эту организацию создать, чтобы бедные люди неплатили бы
за телевизионную лицензию.То есть человек хотел эти деньги не для
себя. Вот уж интрига!
- Письма-письма потекли рекой, окончательно запутывая
полицию, разыскную службу. Грабитель пишет в разные инстанции,
сообщая о положении дел с украденным художественным трофеем. Он
пишет, что полотно, не считая нескольких царапин сбоку, не было
повреждено. Полиция ищет. Безуспешно. Через год приходят ещё три
анонимных, письма: 4 июля 1962 с тестами: Герцог устроен хорошо. О
его температуре заботятся. Мы требуем безнаказанности и денег.
-
Это продолжалось несколько лет, пока впоследнем
письме небыло объявлено, что Веллингтон Гойи находится
вбезопасности", авсё произошедшее было авантюрной шуткой, которая
зашла слишком далеко. Теперь вор заявил, что готов вернуть эту
чёртову вещь. В письмах тверждалось, что кража была попыткой
ударить покарманам тех, кто любит искусство больше
благотворительности картина непродаётся инебудет продаваться, она
предназначена для выкупа
-
В марте 1965 года британская газета получила письмо,
в котором автор предлагал экспонировать портрет в течение месяца в
Лондонской национальной галерее за входную плату в пять шиллингов с
человека и после этого не производить никаких полицейских
расследований, чтобы выявить, кто совершил это страшное деяние.
Деньги должны были пойти на благотворительные цели. Конечно же, это
предложение было отклонено. Национальная галеря Лондона была
открыта с целью дать бесплатное просвещение искусствм всех
желающих. То есть она должна всегда оставаться бесплатной для
посещения, а за содержание её отвечает государство,
налогоплательщики Британии.
- Спустя четыре года после кражи "Веллингтона" Гойи,
некий молодой человек на вокзале в Бирмингеме сдал в камеру
хранения, в ячейку пакет с крупной надписью Осторожно: стекло.
Получивквитанцию, он попросил приемщика обращаться с пакетом
предельно осторожно. Квитанция эта была отправлена в местную газету
и по следам, сыщики Скотленд-Ярд привезли этот ценный багаж в
целости и невредимости в Лондон.