Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Занятная история одной картины

Готовя к публикации материал по экспозиции русского искусства в Пермской государственной художественной галерее, никак не думал, что относительно хрестоматийной картины Г. Мясоедова Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе могут возникнуть какие-то проблемы. Но когда решил поинтересоваться историей картины и узнать, где находится подлинник, появились вопросы.
Мясоедов Г.Г. (1834-1911). Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1882. Экспозиция Пермской государственной художественной галереи. Фото автора, июль 2021 г.
Мясоедов Г.Г. (1834-1911). Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1882. Экспозиция Пермской государственной художественной галереи. Фото автора, июль 2021 г.

Прежде всего, выяснилось, что на самом деле картина создавалась двадцатью годами раньше, чем указано на бирке, прикреплённой к раме картины. Излагая далее историю создания картины, буду бессовестно использовать информацию из посвящённой ей статьи в Гостевой книге Пермской художественной галереи (к сожалению, ни дата, ни автор публикации не указаны).

Сюжет из средневековой истории России был задан Советом Императорской Академии художеств в качестве программы в конкурсе на большую золотую медаль 1862 г. К конкурсу допускались выпускники, имевшие малые золотые медали за успехи в рисунке. Победа в конкурсе давала возможность выпускнику шесть лет совершенствовать своё мастерство за границей, получая государственную субсидию в 6000 рублей. Эта сумма многократно превосходила размер жалования остальных выпускников, получавших чин X класса (коллежский секретарь) 134 рубля в год. Сразу после объявления темы, конкурсантов на сутки запирали в изолированных мастерских, где они за 24 часа должны были придумать сюжет и нарисовать эскиз будущей картины. Эскиз утверждался Советом Академии и не подлежал изменению.

Конкурс 1862 г. имел свои особенности. Конкурсантам было объявлено, что тема не только из отечественной истории, но и предполагает знание драмы А.С. Пушкина Борис Годунов. Такой выбор объяснялся тем, что приближалось 250-летие восшествия Романовых на престол, и тема исторического сочинения Пушкина как нельзя лучше отвечала задаче исторического просвещения народа и в то же время прославления династии. Сочинение сцены предполагало хорошие навыки композиционной драматургии, так как требовалось убедительно организовать взаимодействие целой группы персонажей, наделив действующие лица выразительными пластическими и психологическими особенностями.

Мясоедов Г.Г. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. Эскиз. 29,539,5 см. 1861. Государственная Третьяковская галерея.
Мясоедов Г.Г. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. Эскиз. 29,539,5 см. 1861. Государственная Третьяковская галерея.

Эскиз Мясоедова, хранящийся в собрании Третьяковской галереи, отвечал поставленным условиям. Утверждённый Советом Академии художеств, он стал основой для одной из первых народных исторических картин. Картина Мясоедова была удостоена Большой золотой медали в конкурсе 1862 г. Вот как выглядит эта картина на сайте Всероссийского музея А.С. Пушкина, где, по всем данным, хранится её оригинал.

Мясоедов Г.Г. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. 88,2 x 122,2 см. 1862. Всероссийский музей А.С. Пушкина, С-Петербург. С сайта Всероссийского музея А.С. Пушкина
Мясоедов Г.Г. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. 88,2 x 122,2 см. 1862. Всероссийский музей А.С. Пушкина, С-Петербург. С сайта Всероссийского музея А.С. Пушкина

Как будто всё понятно, однако выплывает информация о том, что в Новосибирском художественном музее есть авторское повторение картины от 1867 года. На сайте музея я нашёл эту картину и также представляю её здесь, предварительно несколько высветлив, т.к. на сайте она совсем тёмная.

В 1867 году картину предполагалось выставить на Всемирной выставке в Париже. Поэтому можно понять побудительный мотив появления именно в этом году авторского повтора - на всякий случай. Но тогда, надо полагать, авторский повтор должен быть точной копией картины, отправляемой куда-то за тысячи вёрст.

Однако, если сравнить две предыдущие репродукции, несложно заметить, что их сходство весьма относительно. Попробую перечислить различия, которые я заметил (боюсь, что далеко не все).

1) Размеры. 2) Разное выражение лица и глаз Гришки Отрепьева. 4) Структура бревенчатых стен. наличие на потолке несущих балок (матиц) и разных предметов на дальней стене в Новосибирском варианте, при их отсутствии (точнее, зачернении) в варианте музея Пушкина. 5) Общая непрописанность правой части Новосибирского варианта картины. 6) Разное выражение лиц и характер взоров у группы мужчин справа.

Как при таких расхождениях с вариантом, считающимся оригинальным, можно было назвать Новосибирский вариант авторским повторением? Не знаю. По мне так этот свиток больше похож на ещё один эскиз будущей картины, некий переходный этап от первоначального эскиза к готовой картине.

Мясоедов Г.Г. Бегство Григория Отрепьева. Холст, масло. 6379 см. 1867. Новосибирский художественный музей. С сайта музея.
Мясоедов Г.Г. Бегство Григория Отрепьева. Холст, масло. 6379 см. 1867. Новосибирский художественный музей. С сайта музея.

Хорошо, а где тогда законное место Пермского варианта известной картины Григория Мясоедова? Моё фото (выше), к сожалению, получилось не очень, поэтому привожу репродукцию неплохого качества с сайта Пермской художественной галереи.

Мясоедов Г.Г. (1834-1911). Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. 87121.5 см. 1882 (оригинал 1862 г.). Репродукция с сайта Пермской художественной галереи.
Мясоедов Г.Г. (1834-1911). Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. 87121.5 см. 1882 (оригинал 1862 г.). Репродукция с сайта Пермской художественной галереи.

Попробуем теперь сравнить наш вариант со столичным, из музея А.С. Пушкина. Похоже, но

Вот фрагмент левой части картины, вариант музея Пушкина. Здесь взор Григория Отрепьева направлен на поверженного им пристава, но при этом глаза героя не видны, т.к. прикрыты веками.

Занятная история одной картины

А вот та же часть, картина из Пермской галереи. Глаза Отрепьева видны, его гневный взор направлен чуть выше пристава.

Занятная история одной картины

Фрагмент правой части картины, вариант музея Пушкина. Монах-чернец Мисаил совсем не прописан. У Варлаама в правой руке не пойми что, похоже на какую-то рогожку. А пристав, который сидит тот вообще без правой ноги.

Занятная история одной картины

Смотрим, что в этой же части картины, экспонируемой в Пермской галерее. У Мисаила появилась рука, которой он схватил за кафтан Варлаама, а у того в правой руке отчётливо видна какая-то бумага с текстом. Да и у сидящего пристава правая нога отросла, может вставать и бежать.

Занятная история одной картины

Обращает также на себя внимание несоответствие в размерах картины из Пушкинского музея. На сайте её размер указан 88,2 x 122,2 см, т.е. с соотношением сторон примерно 1:1,5, а на репродукции с того же сайта (см. выше) соотношение сторон где-то 1:1,8. В то же время соотношение сторон картины из Пермской галереи (см. выше) соответствует её заявленному размеру 87121.5 см.

Итак, что же получается?

1. Судя по репродукции на официальном сайте Новосибирского художественного музея, они располагают не авторским повторением известной работы Григория Мясоедова, а промежуточным (от первоначального наброска) эскизом будущей картины, который, как и сама картина, должен датироваться 1862 годом.

2. Сравнительный анализ двух вариантов картины Г.Г. Мясоедова Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе показал, что полотно, экспонируемое в Пермской государственной художественной галерее, представляется более доработанной и законченной версией, чем вариант той же картины из фондов Всероссийского музея А.С. Пушкина.

3. Дата написания пермского варианта (1882), указанная на самой картине, вероятно, ошибочна, более вероятной датой представляется 1862 год.

4. Одной из причин возникшей путаницы в датах могло быть появление второго варианта картины с тем же названием, возникшее вследствие авторского повторения в 1867 году, в канун отправки оригинала на Всемирную выставку в Париж. В процессе подготовки, транспортировки и возврата картины с выставки могла произойти непреднамеренная подмена картин со сменой их местоположения: оригинал (с атрибуцией авторской копии) с эскизами мог попасть в Русский музей, а авторская копия-повтор (с атрибутами оригинала) в музей А.С. Пушкина.

5. Известно, что Русский музей был одним из активных доноров ведущих региональных музеев и галерей. В частности, многие полотна были переданы Пермской художественной галерее в конце 1930-х годов, другие Новосибирскому художественному музею по случаю его образования в 1950-х. Тогда и могли попасть в их собрания: в Новосибирск один из эскизов, который почему-то был атрибутирован как авторское повторение картины; в Пермь оригинал картины Григория Мясоедова, когда-то по ошибке попавший в Русский музей. А в музее А.С. Пушкина в С-Петербурге под видом оригинала до сих пор может находиться его авторское повторение от 1867 года.

Общий вывод: музейным работникам всех упомянутых выше уважаемых музеев и галерей надо бы заняться по-настоящему атрибуцией, а затем и судьбой рассмотренных выше экземпляров картины Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе.

Фотоальбомы к записи

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Источник: www.tourister.ru
К списку статей
Опубликовано: 02.08.2021 12:15:18
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Интересное

Последние комментарии

© 2006-2021, tuvatforum.ru