Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Поразительные факты и живописи в Древнем Египте, которых вы не знали

Цикл материалов "Египет: наглядное подтверждение теории палеоконтакта"

  1. Маршрут по следам высокоразвитых цивилизаций Древнего Египта
  2. Поразительные факты и живописи в Древнем Египте, которых вы не знали

Одна изсамых классных штук, которые привносят внашу жизнь путешествия, это возможность узнать что-то новое про тевещи, которые давно кажутся привычными изнакомыми. Вэтой статье ярасскажу вам кое-что совершенно поразительное оживописи вДревнем Египте.

Всем нам сдетства хорошо знакома живопись древних египтян. Она хорошо узнаваема изапоминаема исильно отличается отискусства других эпох инародов. Принято считать, что древнеегипетская живопись наивно примитивна настолько, что она зачастую сравнивается сдетскими рисунками.

Изображение из гробницы Рамзеса I в Долине царей (Луксор)
Изображение изгробницы Рамзеса Iв.Долине царей (Луксор)

Однако более глубокое знакомство спредметом позволяет сделать вывод, что древнеегипетское искусство вомногом гораздо более совершенно, чем то, ккоторому мыпривыкли. Более того, сопределенных позиций оно может рассматриваться как достигшее максимального уровня развития.

Здесь необходимо ввести понятия объективного иперцептивного пространства. Перцептивное пространство это пространство зрительного восприятия, такое, каким мыего видим. Вэтом пространстве рельсы сходятся водну точку угоризонта.

Вобъективном пространстве, напротив, рельсы никогда несходятся. Вэтом легко убедиться, если начать двигаться вдоль них. Таким образом, геометрию объективного пространства человек узнает непросто через осмотр, ночерез практику взаимодействия спредметами.

Рисунок впривычном для нас понимании служит для передачи перцептивного пространства. Например, глядя наэтот рисунок, мыпонимаем, что насамом деле все окна иарки одинаковые поразмеру:

Рисунок с классической линейной перспективой пример перцептивного пространства
Рисунок склассической линейной перспективой пример перцептивного пространства

Для передачиже объективного пространства разработано черчение, представляющее собой совокупность специальных методов. Сегодня черчение это давно устоявшаяся ипрактически неразвивающаяся область знания. Неразвивается она потому, что достигла предела возможного, идальнейшее ееулучшение уже невозможно. Основы современного черчения заложил вконце XVIII века французский ученый Гаспар Монж, истех пор над развитием черчения трудилось множество математиков иинженеров.

Гаспар Монж, изобретатель современного черчения (1746-1818)
Гаспар Монж, изобретатель современного черчения (17461818)

При чемже тут древнеегипетские рисунки, спросите вы? Апри том, что живопись древних египтян представляет собой идеальный образец так называемого художественного черчения. Его ключевая характеристика состоит втом, что древнеегипетские художники пытались передать наплоскости картин неперцептивное (т. е. искаженное) пространство, аобъективное, реально существующее, основанное назнании его качеств исвойств.

Потолок с изображением знаков Зодиака в храме богини Хатхор (Дендеры)
Потолок сизображением знаков Зодиака вхраме богини Хатхор (Дендеры)

Современное техническое черчение имеет три наиболее характерные особенности:

  • использование метода ортогональных проекций;
  • использование стандартизированных условно-чертежных приемов;
  • использование чертежно-знаковых условностей.

Как япокажу ниже, древнеегипетские художники успешно использовали все эти приемы, причем невусловиях чертежа (как современные инженеры), адля передачи настоящих художественных образов.

1. Метод ортогональных проекций
Этот метод предполагает, что предмет проецируется натри ортогональные плоскости, которые позволяют получить полное представление оего форме:

Применение метода ортогональных проекций в черчении
Применение метода ортогональных проекций в черчении

Для упрощения чертежа (как ирисунка) рекомендуется выбирать тупроекцию (плоскость), при которой наиболее полно передаются характерные геометрические особенности предмета.

Именно этот метод стал основным правилом вживописиДревнего Египта. При изображении фигур человека иживотных обычно применяется вид сбоку как наиболее информативный. При этом поверженные наземлю враги изображаются сиспользованием вида сверху, тоесть тоже внаиболее выигрышной иинформативной проекции.

Рисунок из гробницы Таусерта / Сетнахта в Долине царей (Луксор)
Рисунок из гробницы Таусерта / Сетнахта в Долине царей (Луксор)

Важное следствие применения данного метода независимость размеров объекта наплоскости изображения отрасстояния донего. Тоесть два человека одного роста наразном расстоянии будут изображены одинаково.

Данное требование строго регламентировано иприменительно кприродным объектам. Например, землю можно показать лишь ввиде линии, накоторой какбы стоят фигуры людей иживотных. Еслиже нужно показать какое-то глубокое пространство, например, пруд илиже изображение какой-то площади, окруженной людьми, используется изображение сверху (как насовременных картах или планах):

Все фигуры на рисунке изображены применительно к той плоскости, о которой идет речь. Например, в верхней части центром является большая площадь земли, и художник подчеркивает, что люди окружают ее по бокам
Все фигуры на рисунке изображены применительно к той плоскости, о которой идет речь. Например, в верхней части центром является большая площадь земли, и художник подчеркивает, что люди окружают ее по бокам

2. Условно-чертежные приемы
Поскольку древнеегипетский художник вынужден ограничиться для передачи изображения лишь одной проекцией, это приводит его кнеобходимости использовать целый ряд условно-чертежных приемов, которые позволяют существенно повысить информативность изображения. Точно такойже принцип используется всовременных чертежах, которые буквально изобилуют этими приемами.

Один изнаиболее часто используемых приемов это использование условных поворотов плоскостей ипроекций. Например, вся деталь может быть показана спереди, аодна изеечастей вусловном повороте сбоку.

Рисунок и условный чертеж якоря, показывающий, как объемный предмет может быть передан на плоскости
Рисунок и условный чертеж якоря, показывающий, как объемный предмет может быть передан на плоскости

Именно этот прием, широко распространенный всовременном техническом черчении, художникиДревнего Египта использовали для изображения людей. Вкачестве основной проекции выступает вид сбоку, однако плечи иверхняя часть туловища передаются так, как будто это вид спереди, для увеличения информативности.

Изображение из гробницы Рамзеса I (Долина царей, Луксор)
Изображение из гробницы Рамзеса I (Долина царей, Луксор)

Данный прием использовался очень широко, однако его применение было осмысленным так, если изображалась трудовая деятельность человека, вкоторой главное процесс, выполняемый близко сдвинутыми руками, торазворот плеч был неуместен инеотображался нарисунке.

Следующий условно-чертежный прием это разрезы. Как ииспользование условных поворотов проекций, цель разрезов повысить информативность рисунка. Всовременном черчении это также один изшироко распространенных приемов, позволяющих получить детальную информацию обобъекте. Этот прием очень активно использовалидревние египтяне:

Помещение, где находится бог Хнум (с головой барана), изображено в разрезе
Помещение, где находится бог Хнум (с головой барана), изображено в разрезе

Древнеегипетские художники могли показать вразрезе нетолько архитектурные объекты (например, дом), нои, скажем, корзину или горшок.

Метод ортогональных проекций вчистом виде приводит кзатруднениям, если надо показать, кпримеру, двух сидящих рядом людей например, фараона иего супругу, принимающих какие-то делегации. При виде сбоку передний человек будет полностью загораживать второго. Чтобы этого избежать, использовался прием условного сдвига, при котором один изобъектов сдвигался относительно другого:

Богиня Маат обнимает крыльями бога Птаха
Богиня Маат обнимает крыльями бога Птаха

Всовременном техническом черчении сдвиг также является одним изузаконенных приемов ииспользуется чрезвычайно широко.

Развертка еще один условно-чертежный прием, используемый ивсовременном черчении, идревними египтянами. Разверткой называют изображение непредмета, азаготовки, изкоторой изготовлен предмет путем сгибания.

Поклажа изображена в разверстке
Поклажа изображена в развертке

Если зритель понимает, что это развертка, тоэто изображение будет для него чрезвычайно информативным, поскольку онсможет увидеть объект совсех сторон.

Последний прием, который хотелосьбы выделить, это использование разного масштаба для подчеркивания важности тех или иных объектов. Всовременных чертежах всегда есть детали, которые выполнены вразных масштабах: более важное изображается крупнее, малосущественное вуменьшенном виде.

Морские животные изображены в гораздо более крупном масштабе, чем в реальности
Морские животные изображены в гораздо более крупном масштабе, чем в реальности

Разномасштабность широко использовалась ивдревнеегипетском изобразительном искусстве. Она позволяла передать как иерархию изображенных нарисунке людей, так ивпринципе улучшала композицию. Например, если попытаться изобразить водном масштабе ирыб, икорабли, получилосьбы, что рыбы очень маленькие иихневидно.

Фигуры быков показаны в уменьшенном масштабе
Фигуры быков показаны в уменьшенном масштабе

3. Чертежно-знаковые условности
Современные чертежи изобилуют условными знаками, которые используются для ускорения чтения чертежа иупрощения восприятия. Например, есть условные знаки для обозначения гайки, винта, шестеренки ипр.

Древнеегипетское искусство также изобилует знаками. Например, уидущего человека ступни нередко изображены одинаково инаобеих ступнях виден большой палец. Это несвидетельство примитивизма инепонимания художником человеческой анатомии, асовершенно осмысленное использование знака ноги для изображения идущего человека. Сознаковой точки зрения обе ноги полностью эквивалентны ивыполняют одну функцию.

Обратите внимание, например, на то, как изображен большой палец на разных ступнях
Обратите внимание, например, на то, как изображен большой палец на разных ступнях

Подобных примеров можно привести очень много. Например, условный знак применяется для изображения кистей рук. Цвета также подвержены стандартизации так, например, мужские фигуры всегда передаются более темными, чем женские.

Таким образом, чтобы понять особенности передачи пространства итрехмерных объектов вдревнеегипетском искусстве, нужно отказаться отпредставления оправильности только перспективных изображений, которым нас учат вшколе. Чертеж иизображение сперспективой два абсолютно полярных, нопри этом одинаково обоснованных способа передачи изображения, каждый изкоторых имеет свои преимущества.

Безусловно, искусство, основанное наметоде ортогональных проекций, выглядит очень странно для нас, однако это неозначает, что оно является примитивным или ущербным. Более того, если оценивать рисунок сточки зрения передачи объективного пространства, тодревнеегипетские изображения оказываются практически совершенными как исовременные инженерные чертежи.

Вэтой связи может возникнуть вопрос: как так получилось, что древние египтяне еще 5000 лет назад разработали всвоем искусстве приемы, докоторых современное черчение дошло лишь всередине XXвека. Уверен, что здесь вновь мысталкиваемся содним изподтверждений теории палеоконтакта, окоторой ямного писал ранее.

Заинтересовавшимся данной темой могу порекомендовать книгу выдающегося советского ученого академика, стоящего уистоков советского ракетостроения Бориса Раушенбаха. Книга называется Геометрия картины изрительное восприятие, иименно наней основана данная статья. Заниматься вопросами изображения Борис Раушенбах стал из-за того, что область его научных интересов была связана сзадачей обеспечения ручной стыковки огромных модулей воткрытом космосе. Ручная стыковка предполагает получение космонавтом объективного изображения происходящего вокруг, поэтому ученый иначал изучать разные подходы кданному вопросу.

Цикл материалов "Египет: наглядное подтверждение теории палеоконтакта"

  1. Маршрут по следам высокоразвитых цивилизаций Древнего Египта
  2. Поразительные факты и живописи в Древнем Египте, которых вы не знали

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Источник: www.tourister.ru
К списку статей
Опубликовано: 26.04.2022 00:24:24
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Луксор

Последние комментарии

© 2006-2022, tuvatforum.ru