Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Цикл материалов "город Ярославль"

  1. Листаем прошлое. Город, которого НЕТ
  2. Воспоминания о незнакомом городе
  3. Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Торговый переулок

Неспешное повествование по городу детства остановила я в Торговом переулке, где во времена моего проживания в этом городе формировалоськольцо общественного транспорта: троллейбусы и автобусы, которые направлялись в Дзержинский район города, в Брагино, где я прожила значительный годы жизни, все школьные годы, десять лет.

Начнем с исторической справки об общественном транспорте Ярославля. Немного, вскользь пробежимся, потом сядем в троллейбус номер 8 и покатим по его маршруту в сторону Дзержинского района, в Брагино..

Протяженность по направлениюТорговый переулок -> Волгоградская улица- составляет чуть более 12 км. На протяжении этого маршрута я буду притормаживать, чтобы вспомнить некоторые события детства и юности.

Историческая справка о трамвае в городе.

Линия здесь старенькая, действующая еще с 1900 г., да и количество маршрутов неизменно сокращается: например, в 2009 году трамваи были полностью изгнаны из исторического центра города.

Опять же, если говорить про Торговый переулок. С 1960-х через переулок проходилотрамвайное кольцо. В 1975 году кольцо было перенесено в Мукомольный переулок. Название присвоено в июне 1927 г. по находящемуся здесь мукомольному заводу 1.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Кольцо трамвайное Мукомольный переулок

На этом месте кольцо просуществовало до 2009 года. В 2013 году на северном конце переулка на месте бывшего трамвайного кольца был разбит сквер.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
сквер

Но вернемся далеко назад, когда в городе было принято решение о запуске электрического трамвая, который шел на замену трамваю на конной тяге.

17 декабря 1900 года состоялся торжественный запуск. Собралась вся городская знать, гремели торжественные речи. Без курьезов не обошлось: неопытные вагоновожатые сожгли электромоторы сразу у шести вагонов. Но уже на следующий день трамвай начал ходить без серьёзных происшествий.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

первый трамвай

Первые правила трамвайной жизни, в которых не было остановок.

Вызывают улыбку правила, регулировавшие движение трамвая более 100 лет назад. Например, было два класса: за 4 и за 6 копеек. Разницы никакой, просто первый класс находился в передней части вагона, а второй в задней. Все было рассчитано на психологию вот ехал я в трамвае первым классом.

С пуском трамвая в Ярославле стало развиваться городское освещение. Два дуговых фонаря установили на Красной площади и на Богоявленской. К 1906 году город освещали 53 дуговых фонаря, а к 1909-му 200.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Дуговые фонари

Очень не любили трамвай извозчики. Еще бы, ведь этот транспорт уводил у них клиентов! Всеми силами они старались воспрепятствовать движению вагона. Например, нередко отключали электрический ток, благо сделать в то время это было легко: выключатели стояли на столбах.

И все равно трамвай все прочнее входил в ярославскую жизнь. Недостатка пассажиров у него не было.

Остановок в привычном сегодня понимании не было. Как указано в правилах, о желании выйти из вагона заявляется своевременно кондуктору. Получалось так, что трамвай мог останавливаться хоть у каждого дома. Но и скорость движения была не столь большой: 12-15 верст в час (1,06 км/верста). Трамвай продолжал развиваться, новые линии связывали пристани на Волге, центр города и основные промышленные предприятия. Ярославцы привыкли к трамваю так, как привыкают ко всему хорошему.

В 1933 году у ярославских трамваев появились нумерованные вагоны.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

трамвай 40-х годов

Во времяВеликой Отечественной войны его движение не прекращалось. Напротив, пассажиропотоквырос едва ли не два раза. Активно вагоны использовались для грузоперевозок. Трамвай работал по 19 часов в сутки!

После окончания войны все силы были брошены на восстановление народного хозяйства.Но ярославские трамвайщики понимали, что серьезные разрушения и оккупация обошли город стороной, а значит, стране не до трамвая. Сами сотрудники трамвайногопарка ремонтировали пути и вагоны. Началось обновление подвижного состава. В 1948 году из хронически убыточного предприятия трамвайное управление превратилось в прибыльное.

Правда, не обошлось безложки дегтя: в 1949 году, после пуска троллейбуса, кануло в лету трамвайное движение по улице Свободы.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

послевоенный травмой

По маршруту улица Чехова улица Чкалова с заходом на трамвайное кольцо у моторного завода ходил трамвай под 5. Для горожан эта цифра стала знаковой, а Ленинский район, точнее, ту часть, что была поселком моторного завода, стали называть Пятеркой. Название осталось, даже когда номер трамвайного маршрута сменился. Вот такой ярославскийтопоним.

История троллейбусовв городе.

История троллейбуса началась в 1936 году. Правда, тогда этот вид транспорта пассажиров еще не перевозил. На Ярославском автозаводе освоили выпуск троллейбусов. Машины в Ярославле делали для Москвы и Ленинграда.

Первый троллейбус выпустили 25июля 1936 года.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Это фото отреставрированного первого троллейбуса, выпущенного Ярославским заводом

Это онем рапортовала газета Правда от5августа 1936 года: ВМоскву прибыл выпущенный Ярославским автозаводом новый троллейбусный вагон, отличающийся значительными преимуществами, всравнении сидущими сейчас вМоскве вагонами. Онимеет красивую окраску. Ввагоне 34удобных мягких места. Для отопления зимой поставлены 6электрических печей. Двери открываются изакрываются автоматически, как ввагонах метрополитена. Внутренняя отделка вагона очень изящна. Вслучае прекращения налинии тока электрического освещения ввагоне зажигаются два ярких фонаря, получающих ток отаккумуляторов. Для шофера поставлено удобное кресло. Ход унового вагона бесшумный иэластичный. Этому способствуют полубаллоны наколесах ичервячная передача вместо обычной.

А двухэтажные троллейбусы бегали в Москве в 1937 г.Машина выглядела внушительно. Ее длина - 9,4 м, а высота - 4,7 м. Салоны располагали 72 местами для сидения, и еще 28 пассажиров могли ехать в проходе первого этажа.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Для своего времени машина выглядела не просто красивой, а шикарной. Со второго этажа открывался прекрасный вид на улицы города, и дети всегда стремились занять первый ряд сидений второго этажа. Вентиляция, электрическое отопление, изящная отделка салона, табло "Свободных мест нет" над входом - все было внове для москвичей.

Увы, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этого уникального троллейбуса, который в последний раз выходил на линию в конце июня 1953-го года.

Накануне войны, в мае 1941 года, производство троллейбусов передали в Ташкент. После окончания войны производство в Ярославль так и не вернулось,а через четыре года троллейбус вышел на улицы города.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

первый троллейбус

Троллейбус пошел по улице Свободы от Всполья (ныне это вокзал Ярославль Главный до Красной площади. Всего по этому участку курсировали шесть машин.

Всего в Ярославлебыло пущено 10 маршрутов. На пике своего развития ярославский троллейбус оказался к концу 1980-х годов. В начале 90-х наступил не упадок, а некоторые изменения в системе. Менялись маршруты (ушли круговые), менялись сами модели троллейбусов. В1998 году в город впервые приехали сочлененные троллейбусы, в простонародье гармошки. Некоторые бегают до сих пор.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
рогатый

в 2000-х годахнекоторые линии ушли в прошлое, как нерентабельные.В 2008 году Ярославль наконец закупил сразу 50 новых троллейбусов, в том числе пять современных низкопольных Мегаполисов.В целом, перспективытроллейбуса в Ярославле не выглядят плачевными. С одной стороны, выпуск сокращается. Но с другой, в городе действуют восемь маршрутов, и все они востребованы пассажирами.Постоянно ведутся разговоры о продлении Брагинскойлинии до 15 микрорайона.

Немного об автобусах. Это наиболее "молодой" вид транспорта для города. Есть версия,что первый автобус вышел на ярославские улицы в далеком 1931 году. Курсировал он по проспекту Октября от Красной площади до шиноремонтного завода и возил преимущественно рабочих окрестных предприятий. К 1947 годумаршруты автобусов были составлены с таким расчетом, чтобы обеспечить перевозку пассажиров по улицам, которые не имеют трамвайных путей.К 1971 году количество маршрутов достигло 25.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
автобус ЛИАЗ

Хорошо помню такие автобусы. Бегали они по городу и в мое детство. Почитала исторические справкии нашла информацию, что курсировали они по городу в интервале с 60 годов одного столетия до двухтысячных годов другого. Трудяги. Совсем они ушли из региона в 2007 году. К нему на смену пришел венгерский ИКАРУС.

Отдельно стоит сказатьпро маршрутные такси. Оказывается, пришли они в наш город еще в далеком 1962 году. А я об этом прочитала только сейчас. Но в памяти сидит информация об этом виде транспорта. Мы их называли Грузовое такси. Перевозили они небольшие грузы приезжающих пассажиров с вокзала - на вокзал и покупки в мебельных магазинах. Но это были нечастые гости в городе, но были. Впрочем, вплоть до конца 1990-х годов количество маршруток уступало общественному транспорту, и только с начала 2000-х годов они начали заполонять ярославские улицы, повально вытесняя автобусы, троллейбусы и трамваи.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Ну вот немного об общественном транспорте Ярославля нам уже известно. Движемся дальше. Не знаю, ходят ли сейчас троллейбусы маршрута 8, но была информация, что маршрут закрывают в связи с реконструкцией Торгового переулка и до осени 2021 года все будет перекопано. Надеюсь, что уже отремонтировано и введено в строй.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
ремонт переулка

Спасибо за фото общественного транспорта Группе в Контакте под названием - Это ретро. Сотни редчайших фотографий было мне предоставлено на выбор. Некоторые из них всколыхнули пласты памяти.

Возвращаемся в детство, садимся в троллейбус номер 8. Это конечная остановка. Начинаем движение в сторону Дзержинского района. Сидеть удобнее в конце салона на колесе. Высоко, впереди все видно. Отличное место для просмотра картинки за окном.

Немного о переулке Торговом. Название свое получил из-за близости расположения торговых рядов (сейчас магазин Гостиный Двор).

Жители Ярославля устроили свое исследование, чтобы измерить самую короткую и самую длинную улицу. В 2006 году результатом этого исследования и стал Торговый переулок - его длина всего 58 метров, а самая длинную улицу Ярославля измерили совсемнедавно: ею стал Ленинградский проспект 10 километров.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
вот так выглядит детство

Троллейбус выворачивает на Первомайскую улицу и движется в сторону Волковского театра. Справа перпендикуляром улица Кирова - Ярославский Арбат - машем рукой ему и движемся дальше.

На углу ул. Кирова и Первомайской справа - самый крупный в Ярославле Дом книги, который несколько лет назад ярославцы сумели отвоевать у властей, желавших продать помещения из-за убыточности книжной торговли.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Дом Книги

При тотальном дефиците книг в советский период в этом магазине иногда можно было купить хорошую книгу. Тиражи художественной литературы были большие и часть книг поступала в свободную продажу. Иногда везло купить что-то. Бабушке это удавалось быстрее и легче. Она жила близко и работала недалеко и круг знакомых в сфере театра и кино был велик. Ты мне - Я тебе - закон тогдашней жизни. Да, вероятно, и сейчас это актуально.

Теперь это сетевой книжный супермаркет Читай-город. Хорошо, что облик здания сохранили, только цвет его стал ярче.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Читай город

К слову сказать, до революции в нём располагался международный сетевой магазин европейской компании Мандль по продаже готового платья и верхней одежды, а в середине XX века главный ярославский универмаг (до переезда в 1966 г. на площадь Труда в новое здание).

Едем дальше.

Пересекаем улицу Максимова и справа остается Филармония имени Собинова. Адрес: улица Максимова, дом 13. Воспоминания хорошие и теплые наплывают. Основана она была в 1937 году. Во время войны были сформированы концертные бригады для выступления на фронте и в тылу.Долгие годы в Ярославской филармонии выступали камерный ансамбль Барокко, эстрадный коллектив Ярославские ребята.

Помню, как бабушка провела меня (используя свои связи) на концерт Елены Образцовой. Я тихонько сидела в крайнем ряду ложи, не видя исполнителей на сцене, а только слушая, но и этого было более, чем достаточно,чтобы чувствовать себя счастливой. До сих пор песня КОНИ-ЗВЕРИ является для меня эталоном в репертуареЕлены Образцовой.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Подъезжаем в театру имени Федора Волкова. Слева от театра есть одно очень красивое здание, просто ажурное каменное кружево, а не здание.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Дом Петражицкого

Старинный дворянский род Петражицких.

После 1919 года в доме устроили коммунальные квартиры, а до 19 года им владел фотограф Григорий Андреевич Петражицкий. Стиль здание - эклектика. Третий этаж был достроен владельцем (до 1919 года). В доме была самая большая фотография в городе, а еще типография и переплетная мастерская.Чудо-башенка поддерживается фигурками кариатид.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Примечательно, что семье Петражицких после 19 года выделили 4 комнаты в этом здании, в своем родовом здании. Адрес дома -на углу ул. Пушкина и Ушинского, слева от Волковского театра.

Это Фотоателье я помню хорошо. Оно, как мне кажется, в городе работало всегда. А еще помню сотрудницу ателье. Она на заказ могла красиво писать золотыми буквами по фотографии красивую надпись на память или стихи, как пожелаете.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
башенки

Красивое здание. Но бедные женщины. Обречены быть рабынями какого-нибудь строения и поддерживать что-нибудь тяжёлое.Вот здесь они держат на своих плечах изящную угловую цилиндрическую башенку с лепниной и полуколоннами. Украшение здания.

Что сейчас в этом здании не знаю, но надеюсь, что не снесли и не построили торговый центр. Нашла информацию, что дом сохранен и там банк и магазины.

Едем дальше по Первомайской улице. Слева - Первомайский бульвар за Театром имени ФедораВолкова. Справа, по воспоминаниям, Планетарий.

Историческая справка. В 1948 году был открыт планетарий.К этому времени в стране насчитывалось четыре планетария, этот стал пятым. Под Планетарий было отведено здание бывшей церкви Покрово-Богородицы Казанского женского монастыря, в котором до этого размещалась областная библиотека. После постройки нового здания городского Планетария старое возвращено Казанскому монастырю.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Вот таким планетарий я помню. Улица Трефолева, рядом с Первомайской, по которой мы едем.

Едем дальше. Остановка - улица Советская. Правее идет Первомайская улица, спускающаяся к набережной реки Волги. Не доходя до набережной расположено чудесное место - Парк Дружбы, куда мы бегали на танцы под живую музыку ВИА. Мы его называли - Автозаводским (за принадлежность к автозаводу). Сейчас идет битва общественности и администрации города за сохранение парка, против постройки там развлекательного центра.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Сад Дружбы

Далее троллейбус выезжает на Красную площадь с исполинским Лениным четыре метра в высоту. Про дом с аркой и про Ленина, вписанного в эту арку, я уже писала в первой части путешествия. Рядом расположилось не менее интересное здание. Адрес: Красная площадь, дом 8. Я бы назвала его памятником или историческим местом.

Первая пожарная каланча в Ярославле была построена на Красной площади в 1820 году. Но не ее облик стал одним из самых узнаваемых силуэтов города.

Весьма любопытной была и система оповещения пожарных бригад: заметив с башни дым пожара, караульный вывешивал на крюках специальные шары, и по их числу можно было определить, в какой район города необходимо спешить на помощь. Ночами вместо шаров зажигались лампочки.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Новое здание строили (1911 год) специально для пожарной части: в первом ярусе находились помещения для пожарных бочек на конной тяге и для самих пожарных. Сейчас эти помещения используются по первому назначению, что, согласитесь, редкость, а башня стала узнаваемым силуэтом города.

Широкое каре корпуса пожарной части выходит фасадами на улицу Некрасова, проспект Октября и Красную площадь.Год от года здание становится все краше и краше.Высота каланчи по современным меркам не так велика чуть более 30 метров. Но как величественно она возвышается над улицами старого Ярославля! время идет впереди только пожарная каланча стоит на старом месте и по-прежнему служит городу, вот уже более ста лет оставаясь верным стражем Ярославля.

Троллейбус наш съезжает с Красной площади и движется по проспекту Октября. Пересекаем Республиканскую улицу. Адрес:Ярославль, ул. Республиканская, 23.

Зловещий Серый дом называли самым высоким зданием города: тут, мол, даже из подвала Колыму видать.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Здание постройки 1936 года. Здание НКВД.

Сейчас в этом здании Управление Министерства внутренних дел РФ по Ярославской области. Здание перекрасили в желтый цвет. Для глаза приятнее, не так тревожно. Хотя в детстве все воспринималось легко. Часто мы бывали рядом с этим зданием, потому, как через дорогу от "серого" дома работал мой папа и мы частенько к нему наведывались и зловещие здание своими стенами на нас ни коим образом не давило.

Если пройти дальше по Республиканской улице, то можно выйти к кинотеатру "Родина". Адрес: ул. Республиканская,дом 7а.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Там я одной из первых зрителей посмотрела фильм Эльдара Рязанова "ГАРАЖ". Был закрытый показ для небольшого числа посетителей и нам с сестрой случайно перепали билеты.Это была весна 1980 года. На просторах интернета я нашла информацию, что в 2020 году советский кинотеатр прекратил свою работу. проработал он 61 год.Торжественное открытие состоялось в ноябре 1959 года. Новенький кинотеатр сразу стал местом притяжения ярославцев. Еще бы, два зрительных зала общей вместимостью 800 зрителей, один из них широкоэкранный, просторное фойе, буфет и книжный киоск.

Согласно плану реконструкции в здании будет располагаться продуктовый магазин и ресторан быстрого питания одной известной сети. Хочется плакать от таких новостей.

Возвращаемся на проспект Октября, а то мы немного отклонились от маршрута.

Едем по проспекту Октября и пересекаем улицу Победы. Притормаживаем. Табачная фабрика. Адрес: проспект Октября, 38 или улица Победы, дом 22.

Запах крепкого табака плывет по всему району.Мы ее называли "наша махорка". Потому, как сигареты "Прима" этой фабрики могли убить все живое в радиусе километра. Я до сих пор использую "Приму" уже другой фабрики для борьбы с мошкой комнатных цветов. Одноразовое посыпание раскрошенной сигареты в цветочную землю - и, умри все живое. Цветы живут, мошки не выживают.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Ярославская Прима - значит ПЕРВАЯ

Ярославская табачная фабрика, основанная в1850 году фабикантом Николаем Дунаевым (купеческий род табачных фабрикантов), является старейшей вРоссии. В 1878 году вчесть победы вРусско-турецкой войне она была переименована вБалканскую звезду идолгое время была известна подэтим названием. Во времена моего детства она назвалась Табачная фабрика имени Ленина, выпускала махорочные сигареты, а потом и табачные. С 1965 года - сигареты с фильтром.

Но, как всегда НО. В 2017 году фабрика была закрыта. Причина:снижение объемов российского рынка сигарет подвлиянием жестких регуляторныхмер, налоговое бремя натабачную продукцию инепростую ситуацию вроссийской экономике вцелом. Прискорбно, посколькуфабрика являлась знаковым предприятием дляотечественной табачной промышленности.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Балканская звезда

Информация от февраля 2021 года.

Старейшая табачная фабрика Балканская звезда теперь принадлежит новому собственнику. История у нее непростая: 4 года назад прекратила работу, сейчас британская компания, которой ярославская табачка принадлежала, свернула производство и продала все активы.

Продали не только само здание фабрики, но и склады в Дзержинском районе: всего 67 тысяч квадратных метров и 12 гектаров земли. Вовсе не обязательно, что табачная фабрика займется производством сигарет. Не исключена возможность того, что она будет использоваться как площадка под застройку жилого комплекса. Самое простое для застройщика - это жилье.

Вопросы есть? Вопросов нет. Но есть надежда на лучшее. Промышленный корпус, здание вдоль улицы Победы, - объект культурного наследия. С 2004 года он находится под государственной охраной. Использование, ремонт, реставрация, а главное, строительство на территории фабрики возможно, но только строго в соответствии с требованиями закона. Может это и есть оберег для исторического здания?

Немного исторической информации о фабиканте Иване Дунаеве (младшем сыне Николая Дунаева. Двое старших рано выделились из дела отца и занялись коммерцией самостоятельно). Онпостоянно жил при отце, участвовал в его предпринимательской деятельности, унаследовал все его состояние. Он же организовал в Ярославле спичечное предприятие. Жителей города возмутило присутствие рядом вредного производства. А ведь это центр города. Они требовали закрыть фабрику и перенести ее на окраину. Но Иван Дунаем придумал хитрый ход. Он построил дом по соседству с фабрикой, чтобы на собственном примере доказать, что жить здесь безопасно.

Дом на углу современных проспекта Октября и улицы Победы был построен в 1886 году.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
очень красивое здание семьи Дунаевых

Стиль особняка носит интересное название ложный Ренессанс его отличает богато украшенный фасад, выступающие балконы, скульптурные композиции.

Дом Ивана Дунаева украсили четыре скульптуры атлантов, поддерживающих балконы. Особняк стал одним из самых красивых в городе, но острословы очень быстро нарекли четверых атлантов со страдальческими лицами четырьмя непьющими.

Это название сохранилось до сих пор, по иронии судьбы в соседних зданиях работает несколько алкогольных магазинов, и юмористически настроенные горожане любят шутить, что однажды атланты, наконец, устанут держать балконы и отправятся в загул. В 1986 году здание получило статус памятника истории и культуры.В советское время в этом здании работал Дом культуры профтехобразования, а затем - Центр развития творчества детей и юношества.

По состоянию на сейчас здание находится в плачевном состоянии.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Фабрика закрыта, здания все пустуют и постепенно приходят в упадок.прогнившие леса, покосившиеся ограждения, разрушающийся фасад. И это в центре города! Хочется верить, что однажды найдется меценат, который вернет городу одно из самых красивых его зданий.

И он нашелся!! Никакие охранные грамоты не помогли. информация от декабря 2021 года.

21 декабря 2021 года.Сегодня на заседании Ярославской областной думы единороссы продавили продажу историческогоздания "Дом Дунаевых". Памятник архитектуры находится в региональной собственности. У города таких денег нет. Единороссы предложили здание приватизировать, продать, охранные обязательства прописать.Видно кому-то уже очень хочется стать владельцем особняка. Комментарии, как говорится, излишни.

Едем дальше. Подъезжаем в пересечению с проспектом Ленина. Это ГИГАНТ (дом культуры) - так называлась остановка общественного транспорта или Площадь Карла Маркса. Все пользовались словосочетанием -У Гиганта. Просто и понятно для каждого ярославца.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Вот так выглядела площадь. На ней огромные развязки общественного транспорта. Трамваи бегут в сторону центра, по улице Победы, к универмагу Яросласть, далее в сторону улицы Большая Октябрьская и через мост в другие районы города. Навстречу бегут другие трамваи - в сторону района "Пятерка" и "Брагино". Автобусы: одни направляются на вокзал Ярославль Главный, навстречу бегут автобусы в сторону Шинного завода. Троллейбусы: один - в сторону Красной площади, а навстречу - в сторону Брагино. Такой вот бойкий пересадочный узел. Площадь всегда бурлит народом, бегающим в разных направлениях. Многие маршруты на сегодня упразднены, но некоторые так и продолжают существовать.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

4 июля 1972 года, в Ярославле был торжественно открыт новый монумент. Областная газета Северный рабочий так писала об этом событии: Тысячи ярославцев собрались вчера на площади, где проспект имени Ленина пересекается с проспектом Октября. Здесь, в сквере у клуба Гигант Ярославского шинного завода, по проекту лауреата Ленинской и Государственной премий СССР - Л.Е. Кербеля сооружён памятник великому мыслителю и революционеру Карлу Марксу.

Если памятник сделан хорошо, талантливо, он будет стоять века, говорил Лев Кербель, памятники старинные не стареют, а, наоборот, молодеют.Спасибо.Памятник очень удачно вписался в облик города и до сих пор не помешал никому, никая перестройка, застройка и снос его не коснулись.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
клуб Гигант

В этом здании был и конотеатр с одноименным названием. Билеты были копеечные, зал простой с небольшим количеством мест. Широкой популярностью не пользовался, но мы бегали сюда из-за удобного его расположения. От Гиганта - все близко.

Сейчас это место выглядит не так идилически. Много рекламы на зданиях, площадь перегорожена ненужными заборчиками, утерян простор площади. Клуб Гигант сейчас называется Дворцом Молодежи. Но какое все убого-пестрое.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Немного побубню. И солнце было желтее и трава зеленее и небо синее.

Но если сравнивать фотографии разных лет, то становится очевидно, что облик города лучше-то не стал. Понастроить торговых центров это самое простое.

Мне в жизни приходилось пересекаться по работе с одним из ведущих архитекторов города Москвы Губаревичем Олегом Константиновичем. Светлая ему память.

Не переставала восхищаться его скрупулезной работой по созданию проектов исторической части Москвы. Он пытался сохранить стиль здания, даже цвет реставрируемого здания подбирал исходя из строений, находящихся рядом. Если шел сильный перестрой, то пытался создать здание сходным по стилю зданиям, находящихся на этой улице. Мастер своего дела. Вот снимаю шляпу в восхищении.

В 1993 году Президент Б.Ельцин отметил его работу и присвоил почетное звание "Заслуженный архитектор Российской Федерации".

А теперь давайте посмотрим на площадь Маркса непредвзято. По схеме было-стало.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Памятник К. Марксу и памятные доски героям труда
Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
новый облик города

не комментирую. даже мысли матерные.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
площадь тогда
Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
площадь сейчас

Что тут скажешь? ПлАчу тихонько.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
Цветочный магазин

В этом здании был один из крупнейших цветочных магазинов в городе. Печально, но в советское время купить живые цветы было не так уж и просто. А в этом магазине они были всегда. Пусть это были простые красные гвоздики, но всегда. А сейчас здесь сто штук малых лавочек, никому не нужных. жуткая жуть.

На злобу дня. Прочитала в газете "Аргументы и факты" статью под названием "Архитектурный беспредел". Вот как раз пересечение моих мыслей и мыслей автора статьи произошло.

Речь в статье идет о колористике Ярославля. вот некоторые цитаты: "...много зданий было покрашено в красные, персиковые и розовые тона. Эти цвета не случайные, но, к сожалению, они не всегда точно подобраны.Весь спектр желтых оттенков и, особенно - золотистая охра, характерен для эпохи классицизма, в период которого было построено большинство зданий исторического центра."

Вот какой же умница автор статьи.

и еще пара слов:"Одна из основных проблем Ярославля просто чудовищная по своему качеству, количеству и безвкусице реклама, не соответствующая принятым для исторического города нормам, не увязанная со стилистикой зданий".

Вот прямо мои мысли читает автор.

и вишенка на торте:"Другая проблема трущобный облик фасадов, сформировавшийся в последние 10-15 лет, что связано ни с кем не контролируемым при ремонтах уничтожением архитектурных деталей фасадов."

"Еще проблема: каждый магазин, коих в жилых домах на первых этажах развелось предостаточно, делает свой вход, непременно отличающийся от всех остальных, и открашивает кусок фасада около него в неподражаемо яркий цвет, не имеющий ничего общего с основной цветовой гаммой здания. И получаются нелепые цветные заплатки."

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение
фасад магазина

Все верно. спасибо автору, не одна я так думаю, нас уже двое.

Статья подписанаСАФРОНОВМ Вячеславом Иосифовичем архитектором-реставратором. Аплодисменты.

Едем дальше по Проспекту Октября. Город начинает редеть жилыми зданиями, начинаются разного рода больницы - поликлиники.

Но есть одно примечательное здание на этом интервале пути. Это общежитие медицинского института. Ох и веселое здание было. И люди прекрасные в это время учились.

Адрес: Общежитие 4 (проспект Октября, 63)

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Расположение здания отличное. до института, а ныне университета - недалеко, до остановок транспорта тоже, магазины рядом есть. И еще теплые воспоминания о юности. Поначалу казалось, что в здании можно заблудиться. переходы из корпуса в корпус, длиннющие коридоры разных уровней. Через неделю уже все бегали с закрыми глазами и не терялись в лабиринтах. Моя подруга Тамара здесь и жила и училась на педиатра. Приятная ностальгия по ушедшим временам.

Проспект Октября выводит нас в району промышленной зоны. Здесь сосредоточены заводы города. Они разделяют старый город и новый Дзержинский район города. Промышленная зона довольна обширная. Ведь раньше Ярославль был крупным промышленным центром.

Сначала въезжаем на мост.

Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Мост уже очень сильно в возрасте. Это последний мост в Ярославле, по которому ходят трамваи.Этот виадук над железнодорожными путями стоит без капитального ремонта с самого дня закладки, с 1979 года. Комиссия обследовала его состояние в 2012 году и выставила оценку неудовлетворительно. Но ремонта до сих пор нет. По состоянию на сегодня трамваи по нему не ходят (во избежани обрушения моста). Изыскиваются источники финансирования. Печаль.

Небольшой список работающих предприятий, расположенных на проспекте Октября:

1. НПО ЯрЛИ (лако-красочные материалы)

2. Электро-машиностроительный завод . год основания 1928 (электрические двигатели - генераторы, насосы).

3. ЯМЗ Автодизель (моторный) и группа компаний - это бензиновые и дизельные двигатели, коробки передач (ГАЗ).

По пути нашего следования список небольшой. Ранее промышленная зона занимала примерно 6 км площадей. Сейчас более половины предприятий закрыты. Помещения пустуют. А ранее здесь кипела жизнь, автобусы, трамваи и тролейбусы шли по утрам переполненные. На остановке Моторный завод выходило 80% пассажиров. Ярославль город промышленный. А сейчас: купил-перепродал. Такая экономика.

Другие, работающие на сегодня предприятия:

- Шинный завод. Онвходит в состав Холдинга Сибур - Русские шины;

- Завод дизельной аппаратуры -известное предприятие в России по производству топливоподающей аппаратуры для автотракторных дизельных двигателей;

- Электровозоремонтный -завод по ремонту электровозов для нужд железнодорожного транспорта;

- Вагоноремонтный -машиностроительное предприятие по ремонту вагонов и выпуску тяжелых путевых машин для нужд ж/д транспорта;

- Судостроительный завод -производитель судов неограниченного района плавания водоизмещением до 2000 тонн.

- Ярославский технический углерод - производит и реализует углерод технический для производства резины, пасты на основе технического углерода.

Это список работающих предприятий города. Большая часть была сосредоточена именно в промышленной зоне, находящейся между центром города и Дзержинским районом. Сейчас ситуация плачевная. На полную мощь предприятия не работают. Но то, что они РАБОТАЮТ, это оцень приятно, значит есть трудоустройство, есть занятость людей в сфере производства.

Пока мы еще в дороге, в Дзержинский район еще не въехали, но и центр города остался позади. Вероятно нужно притормозить, а то и сделать остановку. Рассказ мой оказался длинным по содержанию, но недлинным по километражу следования. Впереди еще рассказ о Дзержинском районе города. О нем у меня вообще нет информации. Сделала я запрос в группу в Контакте, обещали помочь и с информацией и с фото.

Поэтому, продолжение следует...

Цикл материалов "город Ярославль"

  1. Листаем прошлое. Город, которого НЕТ
  2. Воспоминания о незнакомом городе
  3. Листаем прошлое. Город, которого НЕТ. продолжение

Теги: Самостоятельные путешествия

Источник: www.tourister.ru
К списку статей
Опубликовано: 28.04.2022 00:20:34
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Интересное

Последние комментарии

© 2006-2022, tuvatforum.ru