XVI век. Начинается расширение Московского государства засчет
присоединения земель навосток. Земли эти испокон веков были
заселены языческими племенами. Остяки, вогулы, коми Чтобы
закрепиться русским наэтих землях, одной торговли было
недостаточно. Напомощь царевым людям приходят монахи, несущие идеи
православного христианства, основывающие храмы и монастыри,
подающие примеры благочестия.
Одним изтаких подвижников был монах Трифон, ставший впоследствии
архимандритом Вятским иканонизированный православной церковью. Имя
этого святого известно ивПермском крае, инаВятской земле, нобыло
почти забыто вXXвеке.
Так получилось, что вовремя своих поездок постране япобывал
почти вовсех местах, связанных смиссионерской деятельностью Трифона
Вятского. Вэтом небольшом рассказе хочу поделиться свами некоторыми
фактами изжития преподобного ипоказать как сейчас выглядят места
его служения Богу. Этот человек был активным деятелем ивистории
нашей страны. Близок был кроду Строгановых, изрук Ивана Грозного
получил жалованную грамоту наобустройство монастыря, общался сцарем
Федором Иоанновичем, пострадал вовремя гонений Годунова
наРомановых.
В1546 году вселе Малая Немнюга ныне Мезенского района
Архангельской области всемье крестьян Дмитрия иПелагеи Подвизаевых
родился сын Трофим.
Где-то в архангельской
глубинке...
В18 лет, после смерти отца, юноша решает посвятить себя служению
Богу иуходит издома. ВВеликом Устюге онпоселился усвященника,
который становится его духовным наставником.
Великий Устюг. Церковь Вознесения
Господня. 1648 г.
Спустя некоторое время Трофим продолжил странствовать ипришел
вОрел-городок нареке Каме, где поселился напаперти уцеркви Похвалы
Пресвятой Богородицы.
1735 г. На месте старой
деревянной.
Орел-городок втегоды был неофициальной столицей торговой империи
Строгановых. Детей Якова Строганова преследовал какой-то недуг,
откоторого они умирали. Когда заболел последний сын Максим,
отчаявшийся Яков попросил Трофима помолиться замальчика. Юноша
исполнил просьбу, хоть исчитал, что исцеление дело рук Божьих.
Мальчик выздоровел, что стало первым изчудес, внесенных вжитие
преподобного. Строганов предложил любую поддержку, ноТрофим ушел
вПыскорский Преображенский монастырь, где в22 года принял постриг
сименем Трифон.
Церковь Николая Чудотворца. 1695
г.
Вмонастыре инок поражал всех своим трудолюбием исмирением. Пек
хлеб, готовил еду для братии, рубил дрова, ухаживал забольными. На
все службы приходил первым, уходил последним. Также был приставлен
кмонастырской солеварне. Напряжение физических идуховных сил,
частые посты стали причиной тяжкой болезни монаха Трифона.
Попреданию, исцелил инока святитель Николай, явившийся Трифону
восне.
Победив болезнь, монах уходит измонастыря впоисках уединения.
Спустившись поКаме налодке доустья реки Мулянки, Трифон вышел
наберег.
Памятник Трифону Вятскому в с.
Н.Муллы возле Троицкой церкви.
Церковь Троицы Живоначальной. 1882
г.
Здесь, наГляденовской горе, росла священная ель, укоторой вогулы
приносили жертвы своим идолам. Внебольшой пещере Трифон построил
скит истал жить, как монах отшельник.
Здесь янемного отвлекусь отжития святого. НаГляденовской горе
внаши дни территорию облагородили. Посмотрите, как выглядит
Трифонова пустынь усвятого источника.
Лесная дорожка с
Гляденовской горы к пустыни.
Напротяжении двух лет Трифон проповедовал язычникам остякам
ивогулам оХристе. Вдоказательство истинности своей веры преподобный
срубил священную ель исним, вопреки предсказаниям шаманов, ничего
неслучилось. Проповеди привели ктому, что Трифоном были крещены
дочери остякского князя Амбала ивогульского князя Бебяка.
Молва одеяниях отшельника дошла идоПыскорского монастыря.
Попросьбе монахов Строгановы доставили Трифона вобитель, где
преподобный продолжил миссионерскую деятельность, обращая
вхристианство остяков, живших вблизи Соликамска.
Скит Трифона Вятского на территории
бывшего Преображенского монастыря. 2010 г.
Памятный крест Трифону Вятскому на
берегу Камы в Пыскоре. Фото Анна Кудрявцева.
Желание жить уединенно непропало, иСтрогановы предложили место
нареке Чусовой, вНижне-Чусовских городках, где Трифон поставил
часовню, апотом основал монастырь вчесть Успения Пресвятой
Богородицы.
Снова отвлекусь. После отъезда Трифона изПыскора, архимандрит
Иов перенес монастырь нановое место. Сделал это без разрешения
Синода, ив1764 году умонастыря отобрали вказну вотчины, солеварни
икрестьян, амонахов перевели вСоликамский Вознесенский
монастырь.
Строения были разобраны накирпичи, изкоторых вПерми построили
Преображенский монастырь.
Тудаже перенесли иуникальный пятиярусный иконостас.
ВУспенской обители Трифон прожил восемь лет. Внаши дни вс.
Успенка восстановлен Успенский храм, часовня иисточник святого
Трифона скупелью.
Пососедству, наКрасной Горке, вновь открыта Верхне-Чусовская
Казанская Трифонова женская обитель.
Несчастный случай привел ктому, что
преподобный был вынужден покинуть Успенскую обитель. Сжигая пни
икорни деревьев наприготовленном под посев участке, Трифон
незаметил, как огонь перекинулся надрова, заготовленные для солевых
варниц Строгановых. Был уничтожен огромный запас дров. Озлобленный
Григорий Строганов заковал Трифона вколодки, нопотом просто прогнал
его сосвоей земли.
В1579 году преподобный пришел вЧердынский Иоанно-Богословский
монастырь.
Испросив благословения удуховного отца игумена Варлаама, Трифон
отправился вВятскую губернию.
ВХлынов Трифон пришел вянваре 1580 года. Обходя храмы, онузнал,
что вВятской земле нет монастырей. Присмотрев место зарекой
Засорой, стал просить угородских властей разрешение настроительство
здесь обители. Заручившись поддержкой вятичей, Трифон отправился
вМоскву. Встолице преподобный был рукоположен митрополитом Антонием
всан иеромонаха, иизрук самого царя Иоанна Васильевича Грозного
получает грамоту наземлю для монастыря. В1581 году состоялась
закладка первой церкви Успенского монастыря. (Многие храмы того
периода были деревянные, донаших дней недошли. Нафото более поздние
церкви нанамоленных местах)
Церковь Благовещения Пресвятой
Богородицы. 1728 г.
Собор Успения Пресвятой Богородицы.
1684 г.
Церковь Николая Чудотворца. 1690
г.
Церковь Трех Святителей Московских.
1714 г.
Колокольня. Восстановлена 1994 г. по
чертежам 1714 г.
Благовещенская церковь, Успенская Число братии увеличивалось,
средств нехватало. В1588 году Трифон вновь отправился вМоскву. Царь
Федор Иоаннович принял иеромонаха изХлынова, одарил милостыней,
земельными угодьями, 15-пудовым колоколом. Патриарх Иов возвел
Трифона всан архимандрита, пожертвовал иконы, книги, священнические
ризы. Пожертвовали намонастырь имногие московские бояре, особо
щедрыми оказались Романовы, ставшие покровителями архимандрита
Хлыновского Успенского монастыря.
После этого был целый ряд поездок вМоскву. Дары власть имущих
несли нетолько процветание монастырю. При архимандрите Трифоне
вХлынове появилась первая библиотека. Преподобный был нетолько
рачительным хозяином, ноиприверженцем строгого монастырского
устава. Среди братии зрело недовольство. Ивот водну изотлучек
Трифона, когда тот странствовал для сбора пожертвований наобитель,
недовольные монахи отправили ученика преподобного Иону Мамина
вМоскву. Там, при помощи богатых родственников, Иону возвели всан
архимандрита. Вернувшись, онвынудил Трифона оставить монастырь.
Сошлись многие факторы недовольство иноков уставом, опала
покровителей Романовых, амбиции ученика. Напомощь бояр
ввосстановлении своего настоятельства архимандриту Трифону
рассчитывать неприходилось. Федор Никитич Романов
вАнтониево-Сийском монастыре под Холмогорами пострижен вмонахи,
Антониво-Сийский монастырь. 1520
г.
Михаил Никитич вНыробе закован вкандалы вяме,
Часовня Михаила Архангела над ямой
Романова.
Ксения, матушка Марфа вТолвуе, вЗаонежье.
Царицын ключ.
Вжизни преподобного начался долгий период странствий
ипаломничества.
Незадолго доисхода измонастыря, вжизни Трифона произошло
событие, сыгравшее впоследствии огромную роль вистории России.
Зимой 1600 года архимандрит Трифон совершил пострижение над жившим
вимении Романовых Григорием Отрепьевым. Иэта встреча Трифона
сбудущим Лжедмитрием Iбыла непервой. Литератор Сумароков вXVIII
веке писал, что Гришка Отрепьев служил диаконом вХлыновском
Успенском монастыре. Ноэто другая история
После изгнания изобители преподобного принимает усебя Никита
Строганов ипоселяет вСтрогановский Введенский монастырь
вСольвычегодске.
Отсюда Трифон совершил паломничество вСоловецкий монастырь,
азатем отправился наставшую ему родной Вятскую землю.
В1608 году преподобный пришел вСлободской. Онсразу принял
активное участие вустройстве Богоявленского монастыря, возведя храм
вчесть Архистратига Михаила. Эта церковь чудом сохранилась донаших
дней.
Вконце 1611 года преподобный Трифон отправляется вовторое
паломничество вСоловецкий монастырь, откуда вернулся смертельно
больным.
Виюле 1612 года онвозвращается вХлынов сжеланием умереть
воснованной имобители. ВЖитие преподобного так описана встреча
уврат монастыря.
Архимандрит Иона совсею братиею встретил преподобного вовратах
обители и, припав кего ногам, просил прощения.
Отче святой,- говорил он, явиновник твоих страданий, жестоко
оскорбил ятебя. Прости меня, ибо враг омрачил мое сердце гневом
иввел меня вгрех.
Чадо мое духовное, Иона! Господь дапростит тебя, Отвечал св.
Трифон, ибо это дело старого врага нашего диавола.
Всего несколько дней прожил преподобный Трифон вобители. 8
октября 1612 года ввозрасте 66 лет онтихо скончался вУспенском
монастыре.
В1684 году при строительных работах были обретены мощи
архимандрита. Тогдаже нагроб святого было положено его изображение,
ставшее первой его иконой.
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец был причислен клику святых
Русской Православной церковью в1903 году.
Памятник Трифону Вятскому в
Кирове.
После окончания эпохи богоборчества вРоссии
почитание Трифона Вятского стало возрождаться. Восстанавливаются
монастыри, имоснованные, ширится ручеек паломников ипросто
интересующихся кместам затворничества инока Трифона.
Теги: Паломнические
туры