История, которую я хочу рассказать удивительная, невероятная и,
к сожалению, очень грустная.
История о том, что значит родиться не тем человеком не в то
время. И на сколько судьба бывает жестокой.
Мы сейчас находимся в Монца, маленьком городке под Миланом, где
проходит единственная выставка в Италии, посвящённая нашему герою.
А точнее, героине.
Все началось с уличной распродажи ненужных вещей умершей одинокой
старушки, и коробки, которую купил обычный прохожий.
Но начнем иначе:
Жила была обычная девушка, дочь эмигрантов в Америке.
Всю жизнь она трудилась няней и никого из близких не имела. Но было
у нее увлечение, гуляя с детьми, фотографировать прохожих.
Женщинам того периода не сильно полагалось считать себя
художниками, а тем более, обычным нищим няням.
Поэтому фотографии и негативы она складывала в коробки и берегла
всю жизнь, таская их по домам, в которых доводилось работать.
Так прожила она до старости и умерла в полном одиночестве, не имея
ничего и никого. Все о ней забыли. До поры до времени..
А пока ее вещи выставили на продажу, как ненужный хлам, в надежде
покрыть оставшиеся долги владелицы.
Мимо проходил некий Джон, решивший заглянуть в ту самую коробку.
Джон увлекался фотографией и его заинтересовали негативы в коробке.
Он ее купил. Когда Джон проявил негативы, был шокирован. Даже
обывателю было понятно это не просто фотографии.
Фотографии принадлежали авторству некой Вивьен Майер.
Джон выкупил все оставшиеся архивы и обнародовал их миру,
произведя фурор! Интернет ломился от комментариев и восхищенных
отзывов. Поступали предложения выкупить материалы, а известные
галереи разместили у себя выставки загадочного фотографа. Сейчас
фотографии, найденные в тех ненужных вещах признаны мировым
шедевром, а Вивьен вошла в историю, как один за самых лучших
фотографов столетия.
И так, кто же такая Вивьен Майер?
Это настолько загадочная фигура, что ее биографы по крупицам
собирают какую-либо информацию, так как совсем не осталось никого
из родных и близких, а близких, скорее всего у нее и не было.
Известно, что мама была француженкой, а папа австриец и Вивьен
часто в детстве бывала во Франции. А сама родилась в Нью-Йорке. Это
во многом повлияло на ее уникальный стиль сочетание французского
романтизма и урбанистического настроения Америки 40-70х гг.
Вивиен пришлось работать на фабрике с ранней юности, чтобы
прокормить себя. Как она ушла из дома и почему не поддерживала
связь с родителями мы не знаем.
Биографы, изучающие ее творчество, предполагают, что в выборе
смены профессии на няню, сыграла главную роль возможность быть
относительно свободной не привязанной к одному месту и иметь
возможность гулять по городу в любое время.
Вивьен обладала особым видением и, наверняка, испытывала
непреодолимую тягу видеть и запечатлевать свой мир.
С 1й же зарплаты няни она купила легендарную фотокамеру
Rolleyflex, особенностью который был видоискатель. Он позволял
через зеркала видеть кадр, держа камеру на груди, что позволяло
фотографу не привлекать внимание во время сьемки. И это была одна
из 1х женских фотокамер, благодаря облегченной конструкции. По этой
причине фотографии Вивьен называют - фотографии, сделанные у
сердца.
И тут началось. Вивьен таскала своих подопечных по всему городу,
используя их, как прикрытие и повод идти туда, куда глаза глядят.
Скажем, няней Вивьен была такой себе, и работа не интересовала ее
совсем. Об этом вспоминают ее подопечные. Она ничего не видела
вокруг кроме фотографии и буквально дышала ею. Это не высокопарное
сравнение. Об этом свидетельствуют все, кто ее знал. Она таскала
детей в неблагополучные районы города, она наблюдала за прохожими,
заставляла детей ждать, пока сделает тот самый кадр. На улицах ее
уже знали и прозвали Мери Попинс с камерой. А знала ли Вивьен, что
она талантлива или, не отдавая себе отчет, относилась к этому, как
чему-то необходимому для себя, мы не знаем. Но все, что она делала
в своей жизни, было призвано способствовать и не препятствовать
фотографии. В том числе и выбор работы.
Вивьен все же имела представление о фотографии, она брала уроки
и немного изучала это искусство.
Но поделиться было не с кем, да и работу няней никто не отменял.
Поэтому все складывалось в коробки с негативами. Такие драгоценные
и важные для нее коробки. Она даже не всегда проявляла негативы,
так как у нее не было места для хранения, у Вивьен никогда не было
своего дома. Ей просто нужно было постоянно фотографировать, как
факт. Я думаю настоящая гениальность так и проявляется, в
маниакальной необходимости творить.
Одно время она увлекалась и видео, но, видя интересный кадр, тут
же щелкала затвором. Об этом свидетельствуют оставленные материалы.
Кусочки видео и фотографии героев с этих видео.
Думаю, она все же понимала, что отличается от других
фотолюбителей. Вивьен в молодости пыталась показать миру свои
работы, она связывалась с владельцами типографий и открыточными
фотографами. Но никто ей ни разу не ответил... А зачем отвечать
какой-то няне... Биографы склоняются, что именно
социально-гендерная причина не дала ей стать фотографом.
Я сама фотограф, это мой любимый фотограф и, когда я узнала ее
историю, меня так это поразило. Ее работы шедевральны и
гениальны.
Детали, работа со светом, перспектива, использование всех
известных художественных приемов, композиции золотого сечения и
поломанного акцента, ритма, фрейминга, свето/тени, и так до
бесконечности. Приемы, которые изучают всю жизнь и фотографы, и
художники, она использовала на интуитивном уровне, уложив в моменте
мгновения в виде случайного прохожего на фото...
Ее изучают, ее фотографии можно рассматривать до бесконечности,
они заставляют думать и переживать. И все это могло пропасть в
ненужном хламе из-за снобизма и человеческих предрассудков.
Родись она на 50 лет позже, мир признал бы ее или будь она в
других обстоятельствах, возможно, все сложилось бы иначе...
А так, на протяжении всей жизни такой гений и талант, дарованный
свыше, складывал себя в коробку.
Но какое счастье, что ту самую заветную коробку купил умный
человек, и эти фотографии теперь достояние человечества.
Верьте в себя, свои мечты и свои таланты.
Кто знает, что каждый из нас складывает в свою коробку.
Выставка, посвященная Вивьен Майер, единственная в Италии и
организаторы уверяют, последняя. У вас есть еще время посетить ее
до конца апреля.
В иллюстрациях очень мало ее работ. На выставке целые
экспозиции, посвящённые отдельно деталям на фото, фотографиям с
использованием элемента фрейминг, портретам, светотени, сделанные
ею видео и в целом потрясающая атмосфера.
Теги: Культурно-познавательный туризм