Много лет уже не писал отчеты о своих трэвел-годах. Почему, дружок? да потому, что я жизнь учил не по учебникам - так пелось в песенке из моего далекого детства. Ну а если серьезно, то нашу бурную, насыщенную и интересную трэвел- житуху сначала нарушил Ковид, а потом капитально придавило СВО. Несмотря на Ковидные трудности, мы кое-как ездили по миру, постоянно сдавая ковид-тесты и платя за это не самые маленькие деньги. Не все поездки заканчивались
Уже завершала расшифровывать палладианство, рассказ о мостике,
который венецианский архитектор Адреа Палладио в 16 веке перекинул
в классицизм (в Европе называют неоклассика), как поняла, что до
появления этой публикации необходимо рассказать о римском
архитекторе (1 век д.н.э.) - Марке Витрувии Поллионе. Именно
Витрувианские принципы были взяты на вооружение архитектором Андреа
Палладио и позже, палладианцы, приверженцы правильных пропорций,
абсолютной симметрии, баланса, перспективы, храмового фасада
создавали свои шедевры архитектуры.
.
После палладианского стиля классицизм вырабатывает принципы
чёткости, логичности планировки, сочетание стены с ордером,
геометричность форм, в общем - элегантность дизайна.
.
О Палладио, его стиле, архитектурном наследии и значении я ещё
напишу, а сейчас - о Витрувии, учителе Андреа Палладио.
Приверженность Палладио идеям учителя вдохновила его в 1542 году
образовать Витрувианскую Академию, где изучались труды римского
мастера, инженера, механика, отца архитектуры.
.
Десять книг об архитектуре представляют собой энциклопедию
технических наук.
.
Этот трактат свидетельствует о широкой образованности автора и его
знании греческой философской и технической литературы.
.
Книга 1. Витрувий изъясняет науку архитектора, которая состоит из
теории и практики. Архитектор должен знать геометрию и уметь
рисовать, а также понимать философию, право, медицину и
астрономию.
.
Книга 2. Витрувий описывает строительные материалы: кирпич, песок,
известь и камень.
.
Книга 3. Описан Витрувианский человек c его пропорциями.
.
Книга 4. В ней рассказывается о храмах и положениях алтарей и о
происхождении ордеров, о деталях коринфской капители, о дорическом
и тосканском ордерах, о внутреннем пространстве здания.
.
Книга 5 посвящена устройству форумов, базилик, театров, бань и
верфей.
.
Книга 6. посвящена устройству помещений (атриумов) и их
фундаментов.
.
Книга 7. В ней Витрувий описывает приготовление красок (белой,
красной, черной, зеленой, синей и охры) и штукатурки.
.
Книга 8. Витрувий описывает гидротехнические сооружения (колодцы,
водопроводы).
.
Книга 9. Витрувий рассказывает об устройстве солнечных и водяных
часов.
.
Книга 10. Витрувий противопоставляет машины (сочетание частей для
перемещения тяжестей) и орудия, а также описывает разнообразные
механизмы, такие, как водяные мельницы, баллисты и катапульты.
.
Витрувий первым высказал теорию о возникновении архитектуры. Он
поставил проблему золотой середины, описал соответствие масштабов
здания масштабу человека, впервые в истории исследовал проблему
музыкальной акустики помещений, описал основные понятия
эстетики.
.
По Витрувию, архитектурная эстетика - это теория украшений и
пропорций, которую Витрувий вначале определяет чисто абстрактными
категориями в дальнейшем в целом ряде частных случаев выводится им
из законов построения человеческого тела, из законов
физиологической оптики и из чисто конструктивных принципов.
Витрувий выводит основные элементы ордера из форм деревянного
зодчества.
.
В основе научных теорий Витрувия лежат две натурфилософские
концепции, характерные для античности: учение о четырех стихиях и
представление об универсальном объективном значении числовых
закономерностей и пропорциональных отношений, которые можно
обнаружить в строении вселенной и человека и без которых нельзя
построить ни красивого здания, ни точно работающей машины; так,
например принцип модульности применяется и в теории ордеров и в
конструкции баллисты.
.
Витрувий придает огромное значение месту расположения постройки и
ее ориентации по странам света, акустике и соразмерности как планов
зданий, так и фасадов, что свидетельствует о его познаниях в
естественнонаучных дисциплинах, математике, музыке, а также в
философии. Так, Витрувий отмечает, что выбор места, ориентация и
планировка города и жилища определяются гигиеническими
соображениями с учетом физиологии человека, с одной стороны, а с
другой метеорологии и климатологии; учение о строительных
материалах предполагает знание геологии, минералогии и ботаники;
техника нахождения и проводки воды требует специальных и
основательных познаний в области климатологии и почвоведения;
театральное строительство немыслимо без знания акустики и законов
музыкальной теории.
.
Витрувий указывает, что архитектор должен разбираться в географии,
климате, людях, ему необходимы сведения из области медицины,
оптики, перспективы, акустики, механики, геометрии и других
разделов математики, знание гармонии и астрономии. Так, Витрувий
пишет, что архитектура включает три основных области: архитектуру в
узком смысле этого слова, т. е. строительную технику и строительное
искусство, гномонику, т. е. изготовление приборов для измерения
времени и механику, т. е. изготовление грузоподъемных и
водоподъемных машин и осадных и метательных орудий.
.
Витрувий описывает и принципы строительства акведуков (водоводы для
снабжения городов питьевой водой). Римские акведуки и с современной
точки зрения удивительные сооружения. Это искусственные каналы,
прорытые в земле, по которым вода текла в силу естественного
уклона, как в реке. Технологически эти сооружения, включавшие в
себя мосты для преодоления рек или впадин, либо специальные
"сифоны", не устарели и через тысячу лет после падения Римской
империи. Точность строительства некоторых из них и сегодня
поражает: акведук Пон-дю-Гар имел уклон всего 34 см на километр. На
протяжении в 50 километров перепад высот был всего 17 метров.
.
В В своём трактате Витрувий вывел формулу Прочность-Польза-Красота
(Firmitas - Utilitas Venustas), ставшую золотым правилом
архитектуры. Гармоничная архитектура здания возможна только с
учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно
добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и
эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим,
например, если здание будет неудобно в использовании, это не
компенсируется его красотой.
.
* Первый перевод трактата на русский был осуществлён В. Баженовым и
Ф. Каржавиным в 17921797 гг.
Материал подготовлен Татьяной Уайт. Использованы материалы и фото с сайтов: https://www.rusbibliophile.ru/Book/Vitruvij_M__Desyat_knig_