Много лет уже не писал отчеты о своих трэвел-годах. Почему, дружок? да потому, что я жизнь учил не по учебникам - так пелось в песенке из моего далекого детства. Ну а если серьезно, то нашу бурную, насыщенную и интересную трэвел- житуху сначала нарушил Ковид, а потом капитально придавило СВО. Несмотря на Ковидные трудности, мы кое-как ездили по миру, постоянно сдавая ковид-тесты и платя за это не самые маленькие деньги. Не все поездки заканчивались
Человек существо темпоральное, то есть временнОе. Я заимствовала термин темпоральный из философской дисциплины, которая называется логикой.
Развитие логики привело в свое время ( первая половина 20-го века) к безумной идее создания искусственного разума. Сейчас мы уже знаем, что идея оказалась не такой уж безумной. У нас у каждого есть компьютеры, мы привязаны к своим умным телефонам, скоро вообще уйдет поколение до интернетовских динозавров.
Логика в целом занимается вопросом истинности высказываний. Есть простые высказывания, как то трава имеет зеленый цвет = А, трава имеет желтый цвет = В, эти высказывания мы можем связать словами и, или, не и т.д. Потом мы записываем предложение Трава имеет зеленый И трава имеет желтый цвет, получается А и В. Если А истинно, В истинно, то А и В тоже истинно. Ну а потом, мы подставляем эти значки в логические формулы, примерно как в математике. (Кстати, истинна записывается значком 1, а ложь 0, кто занимался компьютерами, сразу поймет откуда ноги растут у языков компьютерных программ).
Но человеческий мир не ограничивается описанием простых предложений. Поверьте, простые предложения (пропозициональной логики ), не смогут работать с десятью Заповедями, где есть связки не только и или, но и можно, нельзя, должно. А это ведь для нас для человеков самое главное. Нам по большому счету все равно, вращается ли Земля вокруг солнца или наоборот, но совсем не все равно, кто будет президентом, и уж тем более не все равно, добрые ли у нас соседи ( не могу вспомнить, чья эта мысль Камю или Сартра). Так вот человеческими высказываниями занимается модальная логика, а у нее есть раздел темпоральная логика. Вот, наконец-таки, добрались до нее!
Темпоральная логика (временная логика; англ. temporal logic), это логика, которая занимается высказываниями с временными аспектами, то есть такими предложениями, где есть последовательность явлений во времени. Вот, например, я говорю: Осень в Израиле - это пик туристического сезона - обычно так оно и есть, но это предложение будет истинным для времен до короны и никак не сейчас.
Темпоральная логика как и вся модальная логика занимается очень человеческими высказываниями, которые описывают наше ощущения мира и себя в нем. Темпус (лат. tempus букв. время) оказывается у времени есть не только такие характеристики, как длительность я работаю восемь часов подряд, оно может вдруг незаметно пролететь работа была такой интересной, что время пролетело незаметно, оно может иметь частоту и ритм ритм большого города ускоряет жизнь и т.д.
Я считаю, что человек это существо, которое очень чувствительно ко времени во всех его проявлениях: длительности, цикличности, ритмичности, интенсивности Наверное, не случайно Господь прежде чем сотворить человека творит время.
Первые строки Библии, рассказ о сотворение мира, Господь творит время:
Глава 1
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И далее:
- И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, праздников , дней и лет; 15. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю! И было так. 16. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. 17. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю, 18. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел Б-г, что хорошо. 19. И был вечер и было утро: день четвертый.
Прежде всего Господь творит ВРЕМЯ. При чем здесь две концепции времени: векторное время ( день сменяется ночью и так до бесконечности и только вперед) и цикличное время ( временную последовательность: дни, года, которые наполняются сменой сезонов и сезонных праздников и знаковых дат).
Трагичность человеческого существования выражается в векторном времени: человек рождается, но он смертен, последняя остановка смерть. А если вспомнить слова М. Булгакова, что человек не просто смертен, но и внезапно смертен, то с этой мыслью вообще невозможно жить и строить какие-то планы на будущее. (Отсюда рождается вопрос о смысле жизни: а зачем жить, если все равно умрем.) Но Господь бережно заботится о венце своего создания о человеке, поэтому до творения человека Он создает цикличное время. У нас есть смена времен года: весной сеют, осенью жнут, тогда-то празднуют Новый год или, если мы говорим о религиозных людях, то тогда-то празднуют кто Песах, кто Пасху, тогда-то Шавуот и Суккот И весь год читают каждую неделю по недельной главе это успокаивает: что было, то будет в этой цикличности, как в замечательной обертке, как в зоне комфорта, мы можем строить планы на будущее.
Корона ломает наши планы, выбирает нас из "зоны комфорта", и все же она не способна устранить Солнце, Землю и звезды, которые сотворил Б-г для цикличности времени, из которой произрастает вера, что следует шить сарафаны.
Что происходит на свете? А просто зима.
Просто зима, полагаете вы? Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
Что же за всем этим будет? А будет январь.
Будет январь, вы считаете? Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
Чем же все это окончится? Будет апрель.
Будет апрель, вы уверены? Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
Что же из этого следует? Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
Вы полагаете, все это будет носиться?
Я полагаю,что все это следует шить.
Ю. Левитанский