Человек существо темпоральное, то есть временнОе. Я заимствовала
термин темпоральный из философской дисциплины, которая называется
логикой.
Развитие логики привело в свое время ( первая половина 20-го
века) к безумной идее создания искусственного разума. Сейчас мы уже
знаем, что идея оказалась не такой уж безумной. У нас у каждого
есть компьютеры, мы привязаны к своим умным телефонам, скоро вообще
уйдет поколение до интернетовских динозавров.
Логика в целом занимается вопросом истинности высказываний. Есть
простые высказывания, как то трава имеет зеленый цвет = А, трава
имеет желтый цвет = В, эти высказывания мы можем связать словами и,
или, не и т.д. Потом мы записываем предложение Трава имеет зеленый
И трава имеет желтый цвет, получается А и В. Если А истинно, В
истинно, то А и В тоже истинно. Ну а потом, мы подставляем эти
значки в логические формулы, примерно как в математике. (Кстати,
истинна записывается значком 1, а ложь 0, кто занимался
компьютерами, сразу поймет откуда ноги растут у языков компьютерных
программ).
Но человеческий мир не ограничивается описанием простых
предложений. Поверьте, простые предложения (пропозициональной
логики ), не смогут работать с десятью Заповедями, где есть связки
не только и или, но и можно, нельзя, должно. А это ведь для нас для
человеков самое главное. Нам по большому счету все равно, вращается
ли Земля вокруг солнца или наоборот, но совсем не все равно, кто
будет президентом, и уж тем более не все равно, добрые ли у нас
соседи ( не могу вспомнить, чья эта мысль Камю или Сартра). Так вот
человеческими высказываниями занимается модальная логика, а у нее
есть раздел темпоральная логика. Вот, наконец-таки, добрались до
нее!
Темпоральная логика (временная логика; англ. temporal logic),
это логика, которая занимается высказываниями с временными
аспектами, то есть такими предложениями, где есть
последовательность явлений во времени. Вот, например, я говорю:
Осень в Израиле - это пик туристического сезона - обычно так оно и
есть, но это предложение будет истинным для времен до короны и
никак не сейчас.
Темпоральная логика как и вся модальная логика занимается очень
человеческими высказываниями, которые описывают наше ощущения мира
и себя в нем. Темпус (лат. tempus букв. время) оказывается у
времени есть не только такие характеристики, как длительность я
работаю восемь часов подряд, оно может вдруг незаметно пролететь
работа была такой интересной, что время пролетело незаметно, оно
может иметь частоту и ритм ритм большого города ускоряет жизнь и
т.д.
Я считаю, что человек это существо, которое очень чувствительно
ко времени во всех его проявлениях: длительности, цикличности,
ритмичности, интенсивности Наверное, не случайно Господь прежде чем
сотворить человека творит время.

Первые строки Библии, рассказ о сотворение мира, Господь творит
время:
Глава 1
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий
носился над водою.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро:
день один.
И далее:
- И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы
отделять день от ночи; и будут они для знамений, праздников , дней
и лет; 15. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить
на землю! И было так. 16. И создал Б-г два великих светила: светило
великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и
звезды. 17. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на
землю, 18. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел
Б-г, что хорошо. 19. И был вечер и было утро: день четвертый.
Прежде всего Господь творит ВРЕМЯ. При чем здесь две концепции
времени: векторное время ( день сменяется ночью и так до
бесконечности и только вперед) и цикличное время ( временную
последовательность: дни, года, которые наполняются сменой сезонов и
сезонных праздников и знаковых дат).
Трагичность человеческого существования выражается в векторном
времени: человек рождается, но он смертен, последняя остановка
смерть. А если вспомнить слова М. Булгакова, что человек не просто
смертен, но и внезапно смертен, то с этой мыслью вообще невозможно
жить и строить какие-то планы на будущее. (Отсюда рождается вопрос
о смысле жизни: а зачем жить, если все равно умрем.) Но Господь
бережно заботится о венце своего создания о человеке, поэтому до
творения человека Он создает цикличное время. У нас есть смена
времен года: весной сеют, осенью жнут, тогда-то празднуют Новый год
или, если мы говорим о религиозных людях, то тогда-то празднуют кто
Песах, кто Пасху, тогда-то Шавуот и Суккот И весь год читают каждую
неделю по недельной главе это успокаивает: что было, то будет в
этой цикличности, как в замечательной обертке, как в зоне комфорта,
мы можем строить планы на будущее.
Корона ломает наши планы, выбирает нас из "зоны комфорта", и все
же она не способна устранить Солнце, Землю и звезды, которые
сотворил Б-г для цикличности времени, из которой произрастает вера,
что следует шить сарафаны.
Что происходит на свете? А просто зима.
Просто зима, полагаете вы? Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
Что же за всем этим будет? А будет январь.
Будет январь, вы считаете? Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
Чем же все это окончится? Будет апрель.
Будет апрель, вы уверены? Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
Что же из этого следует? Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
Вы полагаете, все это будет носиться?
Я полагаю,что все это следует шить.
Ю. Левитанский