Ждать уже не долго скоро будет елка. Возможно, у кого-то она уже
стоит дома. Обычай этот такой старый, что многие из нас даже не
догадываются, откуда он к нам пришел. А все началось с того, что в
1814 году семейство прусского короля Фридриха Вильгельма 3находясь
под защитой российского императора Александра I укрывалось от армии
Наполеона в Восточной Пруссии. Именно здесь прусская принцесса
Шарлотта познакомилась с братом императора великим князем Николаем
Павловичем. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда и
в 1817 поженились.
Тогда- то прусская принцесса Шарлота, в православии получившей
имя Александры Федоровны, убедила двор принять обычай украшать
новогодний стол букетиками из еловых веток, чем шокировала знатных
особ, которые шептались между сой: Прусская принцесса принесла во
Дворец кабак." И были не далеки от истины. В то время на Руси,
действительно еловые ветки развешивали в питейных заведениях, дабы
отбить сивушный запах. Но принцесса не сдавалась. В 1819 году
Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом
дворце елку таких солидных размеров, что не заметить ее было
невозможно.
А в 1825 году в Петербурге император Николай 1 впервые установил
публичную елку, тем самым узаконив этот обычай. Но откуда он пришел
в Кенигсберг? И кто его узаконил? Ведь неофициально рождественская
елка присутствовала во многих зимних немецких праздниках. Особенно
популярным был древний обычай идти в день зимнего солнцестояния в
лес и украсить выбранную ель яствами и цветными лоскутами. Затем
вокруг ели совершался обряд и пушистую красавицу просто сжигали.
Обычай этот был распространён среди молодых неженатых ганзейских
купцов. К слову, из-за этого обычая между Ригой и Таллином даже
разгорелся ёлочный скандал. Рижане, найдя письменное упоминание о
подобном развлечение " черноголовых, так называлось объединение
немецких купцов, датируемое 1510 годом, поставили в Риге памятник
1-ой рождественской ёлке в Европе. Но тут возмутились таллинцы они,
дескать, тоже нашли документ, что, опять же, молодые немецкие
ганзейские купцы из общества черноголовых так же сожгли наряженную
ёлку, но уже на улицах Таллина. И было это на 70 лет раньше, чем в
Риге. И кто тут прав? Как нам кажется никто. Спор этот абсолютно
неуместный, ведь и в первом и во втором случае в этом обряде
принимали участие немецкие неженатые парни, других в общество
черноголовых просто не пустили бы. Откуда же они взялись в Риге? А
в Таллине? Очень просто были посланы Ганзой на стажировку. А
поскольку ближайший от Риги и даже от Таллина ганзейский город
Кенигсберг, то, думается, спор о том, где была установлена в Европе
первая рождественская елочка, теряет всяческий смысл.
А впервые официально украшать елку начали во времена реформации
и узаконил этот обычай Мартин Лютер. Он был очень обеспокоен тем,
что христиане по-прежнему продолжают ходить в лес и наряжать
хвойные деревья, поклоняясь языческим богам. Однажды, прогуливаясь
по зимнему лесу, он увидел изумительную картину: огромная ель
сверкала инеем, а на ее макушке горела звезда. Точь в точь, как
Вифлеемская.
Мартину Лютеру показалось это очень красиво. В тот же момент
пришла мысль: а почему бы не поставить такую же ель у себя дома и
украсить её свечами, символизирующими небесные звезды. Так,
говорят, и была создана новая традиция встречать рождество. И
первым государством, которое ее приняло стала конечно же Пруссия,
ведь герцог Альбрехт был близким другом реформатора церкви. Помимо
Рождественкой ели Лютеру приписывают и другую традицию: исполнять
рождественские хоралы, тем более, что проповедник сам грешил
сочинительством.
Не знаю, правда это или нет, но с 1650 года и до начала 20 века
по улицам Кенигсберга в рождество фланировали сведенные в один
строй музыканты Кёнигсбергского замка и городского оркестра. В
процессе шествия исполнялись хоралы, самым популярным из которых
был тот самый, написанный Мартином Лютером С высот небес.