Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Дербент

Дербент 5000 лет !? часть 2

23.09.2020 16:14:37 | Автор: admin

Тут еще не много фото и информация о городе, что не попало в первую часть.

Площадь Свободы, и парк Боевой Славы

7 мая в парке Боевой славы города Дербента установили монумент Скорбящая мать, отлитый из бронзы на одном из заводов Санкт-Петербурга и доставленный в Дербент в канун Дня Победы. Бронзовая скульптура женщины с молитвенно протянутыми руками является частью композиции, созданной в парке после полной реконструкции, проводимой в рамках подготовки к празднованию 2000-летия основания самого южного города России. В целом скульптурная композиция представляет собой две гранитные стелы, перед которыми стоит женщина. У ее ног расположен Вечный огонь, а над головой журавли, символизирующие души погибших.

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Площадь Свободы фото,

Дербент 5000 лет !? часть 2

памятник Ленину.

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

памятник солнечные часы

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Мемориал Великой Отечественной войны.

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Здание пассажа Крытый рынок Горсовета.

Здание пассажа (памятник регионального значения) построено в начале XX века. С 1927 года использовался как крытый рынок. В настоящее время в помещении пассажа работает магазин. Располагается на углу квартала на пересечении улиц Таги-Заде и Кази-бека. Представляет собой высокое двухсветное здание с вытянутым вдоль улицы Таги-Заде прямоугольным планом.

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

переулок Казем-Бека

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

бывший кинотеатр Родина

Дербент 5000 лет !? часть 2

Улица Ленина

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Памятник поэту Мирзе Мухаммаду Таги.

Это первый в мире памятник известному азербайджанскому поэту Мирзе Мухаммад-Тагы Гумры-Дербенди, он был открыт в 2017 году. В 19 веке его стихотворения: касыды (торжественно-хвалебные оды) и мярсийе (элегии) пользовались широкой популярностью среди ценителей изящного слога В 1882 году, в Тебризе (Иран) был издан двухтомник произведений Гумри Кянзул-мясаиб (Сокровища бедствий), который принес автору широкую популярность. Он даже был приглашен на прием к шаху Ирана.

В Дербенте, в самой верхней части города, на Восьмом магале, у подножия величественной крепости Нарын-Кала, до сих пор сохраняется небольшая площадь рядом с его домом, которая называется Гумри-мейданы (площадь Гумри), где он показывал свои шабихи.

Дербент 5000 лет !? часть 2

одна из мечетей города

Дербент 5000 лет !? часть 2

Супермаркет

Дербент 5000 лет !? часть 2

парк Революционной Славы

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Школа

Дербент 5000 лет !? часть 2

Поликлиника

Дербент 5000 лет !? часть 2

Дворец детского творчества

Дербент 5000 лет !? часть 2

Покровская церковь

Приход относится к Махачкалинскому благочинию Махачкалинской епархии (до 2011 года к Бакинской и Прикаспийской епархии) РПЦ.

В 1939 году церковь была закрыта, но в 1943 году её вновь передали верующим.

В настоящее время церковь переживает второе рождение: произведены ремонтно-восстановительные работы в храме, построен церковный дом, колокольня. В 2009 году установлен новый иконостас, в том же году храм был вновь освящен епископом Бакинским и Прикаспийским

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Стелла- Дербент как и часы, символ верности

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

улица Гагарина

Стелла Дербент 2000лет

Дербент 5000 лет !? часть 2

Исламский просветительский центр Бабуль Абваб

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

еще одна мечеть

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Музей Боевой славы был создан в 1991 году, по инициативе ветеранов войны города и Малкина Г.А. (заслуженного учителя Дагестана), и по решению Горисполкома. На фоне музея воздвигнут памятник Мемориал Славы воинам, которые участвовали в героической борьбе за оборону Севастополя. В 2015 году к 70-летию Победы Советского народа над фашизмом и к 2000-летию города Дербента, в музее была произведена полная реэкспозиция и ремонт здания музея.

Дербент 5000 лет !? часть 2

Музыкальное училище

Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2
Дербент 5000 лет !? часть 2

Скульптура Воспоминание из детства-состоялось 28 июля Композиция из трех скульптур изображает жителей Дербента, которые обсуждают между собой последние городские события. В советские годы именно на месте возведения скульптур функционировал кинотеатр Родина, где по вечерам собирались горожане и делились актуальными новостями.

Дербент 5000 лет !? часть 2
Подробнее..
Категории: Дербент

Дербент кумыки, таты и горские евреи

25.04.2021 10:21:02 | Автор: admin

Дербент!!!

Второго такого города вмире точно нет. Город уникален нетолько своей архитектурой, ноисвоими жителями. Здесь зайдя вобычный магазин или вкафе, можно увидеть, как люди сидят исмотрят иранское или арабское телевидение.

Население города составляет около 120 тыс. человек, здесь проживают представители 103 национальностей, иэто нетолько народы СНГ, нотакже персы, курды иарабы.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Они для Дербента отнюдь нечужаки, ихпредки внесли вклад висторию города. Курдская, персидская иарабская общины существуют здесь более 1000 лет, поддерживая связь систорической родиной.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Дербент город интересный, нопри этом сфотографировать кого-то наулице большая проблема. Скажу прямо, что люди здесь особого желания попасть вкадр непроявляют.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Возможно, это было оттого, что вовремя нашего посещения Дербента умусульман шёл священный месяц Рамадан.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Влюбом случае жители города вежливы идоброжелательны, поихвнешнему виду трудно определить кто они понациональности. Впрочем, приставать сподобными вопросами неприлично.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Данеобидятся наменя представители 100 народов, проживающих вДербенте, ибо ярасскажу здесь отрёх: окумыках, огорских евреях иотатах.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

ВДагестане численность кумыков составляет чуть менее 500 тыс. человек. Кумыки это осёдлый тюркоязычный народ, крупнейший среди тюркоязычных наСеверном Кавказе. Чеченцы называют кумыков гумки (степные жители). Землю, где исторически располагаются ихпоселения можно назвать житницей всего Дагестана.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Кумыки кто они? Какова история происхождения этого народа?

Правление шаха Хосрова Ануширвана (531-579гг.) можно смело назвать золотой эпохой Персии государство Сасанидов вэтот период достигло пика своего развития.

При этом Ануширван был женат надочери хазарского кагана Какума, что ипозволило ему получить отхазар разрешение настроительство (или скорее реконструкцию) Дербентской крепости, которую позже импредстояло неединожды штурмовать.

Государство хазар играло наполитической карте того времени довольно значительную роль вспомним как крошечная страна Хазария напротяжении 200 лет противостояла мощному Арабскому халифату.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Кумыки внешне красивы иимеют восточные черты лица.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Фото изинтернета

Ихможно смело назвать внуками хазар, сыновьями половцев. Один изкумыкских родов досих пор называется шезары (хазары).

3 июля 964 г. Святослав разгромил хазар, идалее наисторической сцене Прикаспия появляются кипчаки (для европейцев куманы, для русских половцы). Кипчаки выходцы сАлтая. В11 веке они заселили иподчинили обширные степные районы отИртыша доДуная.

Половцы единым народом небыли ипредставляли собой конфедерацию племён. Степняки являлись извечным врагом Руси, отчего врусских летописях их, как правило, именовали погаными, причём русские князья, стремясь достичь мира, неединожды заключали сэтими самыми погаными родственные союзы.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

(В.Васнецов. После побоища В.Васнецов. После побоища Игоря Святославича споловцами)

В13 веке уполовцев начинает происходить формирование государства. Образуется некий племенной союз, который возглавляет хан Кончак, над которым сразу нависает страшная опасность ввиде монголов, движущихся наЗапад.

Помню вфильме Живёт такой парень есть эпизод, когда Л. Куравлёв приходит вгости кразведёнке Катьке Лизуновой, иеё сестра, заучивая домашнее задание, читает:

Половецкие ханы обратились запомощью крусским князьям. Сегодня перебьют нас, азавтра вас сказали ихпослы. Князья решили совместно выступить против отряда Чингиз-хана.

Битва наКалке (31мая 1223г.) ничему русских князей ненаучила, ивыводов изнеё никто несделал. Всё последующее десятилетие врусских летописях буквально пестрит сообщениями омеждоусобных войнах.

Учёные монахи старательно отображают все тесобытия, которые происходят вихкняжествах ивсоседних, изредка упоминается Европа, ипри этом летописцев нисколько неинтересует, то, что происходит встепи.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

(Татарин. Timur Karim Фото изинтернета)

Нужно отметить, что кочевники вЛесную Русь снабегов несовершали, вот инеинтересовались степной жизнью летописцы, хотя враг, мощный ижестокий, стоял втегоды усамого порога.

Наконец в1235г. суздальская летопись состоит всего издвух слов Мирно бысть вот оно простое человеческое счастье, уместившееся втакой маленькой фразе.

Любопытно, что в1237г. самый могущественный Владимиро-Суздальский князь Юрий, захватил вплен татарских послов, которые везли послание королю Венгрии (накаком языке оно было написано, намонгольском, наперсидском, наарабском это так иосталось неизвестным). Кто-то изтолмачей при этом погиб, исамый влиятельный русский князь так инесумел найти переводчика.

Заметим, что монголы впоследующем были прекрасно информированы обо всех тонкостях жизни как наРуси, так ивЕвропе, ипроблем скаким-либо переводом уних никогда невозникало. Уполовцев после разгрома наКалке ситуация была кардинально другой, ибо монголы впокое ихтак инеоставили.

Изперсидских икитайских источников мыузнаём, что в1230г. произошло восстание покорённых кипчаков. Началась партизанская война, которую возглавил некий Бачман.

Для борьбы сБачманом наВосточную окраину своей новой империи монголы направили лучшие части воглаве сполководцем Судебэйем.

Л. Н. Гумилёв неоднократно выдвигал версию отом, что хазары вдельте Волги среди протоков икамышей находились вполной безопасности, ибо обнаружить ихтам было весьма проблематично.

Вслучае сотрядом Бачмана произошло обратное монголы неожиданно напали налагерь половцев, используя морской отлив Каспия. Бачман был казнён, иего партизанское войско оказалось полностью разгромленным.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Далее некогда большая орда кипчаков дробится начасти, одна изкоторых, ища спасения отмонголов, движется наЮгпоузкому коридору между горами иКаспийским морем, где иоседает.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Персидские летописцы сообщают, что вэтот период (занесколько лет донашествия Батыя наРусь) кипчакам даже удаётся хитростью взять Дербент.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Другая часть кипчаков под предводительством хана Котяна, известного участника битвы при Калке, продолжает оставаться встепях Причерноморья, куда после своего похода наЛесную Русь в1239г. приходит армия Батыя.

Монголы вновь громят кипчаков, после чего хан Котян принимает христианство иуводит остатки своей орды вВенгрию, где его народ современем растворяется среди местного населения, тогда как кипчакам, оставшимся натерритории Северного Кавказа, удаётся через века пронести свою самобытность.

Пришедший наКавказ Тамерлан заставил кумыков подчиниться ивступить вего войско. Кумыкский полк воевал настороне Тамерлана против Тохтамыша.

Кумыки иказикумыки это ветви одного народа. Натерритории Дагестана они образовали несколько княжеств, крупнейшим изкоторых являлось Тарковское шамхальство.

Трудно говорить отом, какие первоначально уних были взаимоотношения сгорцами, однако вспомним, что последние незамедлительно приходили шамхалу Тарков напомощь например, вспомним 1594 и1604 гг. русские стрельцы дважды пытались завоевать Тарки.

Отметим, что вдальнейшем кумыки являлись проводниками Российской политики наКавказе (формально вподданстве уРоссии они состояли с1559 года, ноподданство это было чисто номинальным).

Срусскими они практически невоевали, соблюдая, как минимум, нейтралитет. Вдербентский поход Петра Великого кумыки были окончательно присоединены кРоссии. Вспомним, что именно вбою скумыкской милицией сложил свою голову легендарный Хаджи-Мурат.

Нравы кумыков водежде, вбыту ивкультуре практически неотличимы отдагестанских горцев.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

(Фото изинтернета)

Единственное, укумыков до1917г. существовало чёткое деление намножество различных сословий (подобное было неособо присуще горцам).

ВДагестане кумыков вшутку называют евреями, ибо здесь никто несомневается, что именно они являются потомками хазар, государственной религией которых почти 150 лет являлся иудаизм.

Помню, что всоветское время явпервые узнал, что наКавказе тоже есть евреи, иназывают ихтатами. В1985г. Дербент был третьим городом СССР почисленности еврейского населения, уступая только Москве иЛенинграду.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Позже впрессе, при упоминании этого народа, стали писать горские евреи итаты. Внастоящее время вДагестане обычно пишут вот так таты (игорские евреи). Невольно вспоминается Молотов, Каганович, Маленков ипримкнувший кним Шепилов

Вопрос отом, кто такие таты игорские евреи довольно сложен. Наабсолютную истину янепретендую, однако попробую донести свою версию по-поводу татов ипо-поводу горских евреев.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

В1888г. профессор И. Ш. Анисимов изучая татов игорских евреев, сделал вывод отом, что это народы родственные. Впользу его версии говорил тот факт, что таты игорские евреи говорили напохожем татском языке, который входит водну изиранских языковых подгрупп.

Само слово тат имеет тюркские корни иобозначает осёдлых земледельцев, причём укурдов значение этого слова точно такоеже.

Можно говорить, что вэтом регионе слово тат доопределённого периода необозначало какого-либо народа, тат это просто земледелец.

В1913г. антрополог К. М. Курдов изучая, итатов, игорских евреев пришёл, наоборот, кпротивоположному заключению. Курдов подошёл квопросу весьма основательно онизмерял утех иудругих строение черепа, рук, ног идаже ладоней, сделав заключение таты игорские евреи погенетическим признакам народы разные.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Однако всоветское время возобладала теория Анисимова, ив1929г. получая паспорта, горские евреи стали вмассовом порядке записываться татами.

Начнём разбираться ссамого начала. В598 г. до н. э. персидский царь Навухудоносор выступил походом наИудею, отчего следующие 16 лет вмировой истории именуются Вавилонским пленением евреев.

Навухудоносор вывез евреев ксебе народину, где они находились вплену (или врабстве) до539 г. до н. э. Вэтот год Кир Великий напал наВавилон иразгромил его, разрешив пленным евреям вернуться вИудею.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Междуречье втегоры являлось более развитым регионом, отчего многие решили невозвращаться вПалестину иостались вПерсии.

Евреи приняли активное участие вжизни своей новой родины, как вкультурном иэкономическом, так ивполитическом плане.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Поописанию историков изПерсии первые евреи начинают попадать наКавказ в5 веке н. э. (хотя, яуверен, это могло начаться ираньше). Впоследующем столетии вПерсии начинает происходить множество различных политических событий, вкоторых собеих сторон участвуют евреи.

Врезультате проигравшие, стремясь избежать расправы, спасая свои жизни исвою веру, стремятся покинуть Персию иуходят наКавказ. Далее в7 веке вПерсию приходят арабы, заставляя местное население принимать ислам, что для евреев было неприемлемо. Врезультате подобного поток эмигрантов наКавказ только усиливается.

Можноли назвать горских евреев потомками этих первых переселенцев? Думаю, что да, ведь они говорят нататском языке, что свидетельствует обихперсидском прошлом.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

(Фото изинтернета)

В651 г. завоевавшие империю Сасанидов арабы впервые захватывают Дербент, 690 по693 хазары его отвоёвывают. Как яуже писал, Арабо-Хазарские войны идут спеременным успехом ирастягиваются почти на200 лет. Нолюдскими ресурсами халифат ограничен, поэтому для ведения всевозможных войн арабы стараются привлекать своих новых подданных, тасуя людскую колоду, они начинают туда-сюда переселять покорённые народы.

Дабы укрепить границы, арабы заселяют наКавказ татов (земледельцев), вкачестве противовеса хазарам. Если вспомнить историю, товПерсии, перед нашествием арабов, евреи были достаточно влиятельной общиной. Ища поддержки, один изпретендентов найеменский престол в5 веке принял иудаизм, перешли вэту религию иего подданные.

(Предлагаю для изучения заметку Операция Орлиные крылья)

Нечто похожее происходило ивЭрбиле, натерритории нынешнего Курдистана. Отчего мыможем предположить, что переселённые (именно переселённые) наКавказ таты исповедовали иудаизм.

Внаше время таты вАзербайджане это мусульмане-сунниты, тогда как вДагестане таты, как игорские евреи, исповедуют иудаизм татов мусульман вДагестане нет. Следовательно, возникает вопрос, какую религию исповедовали таты изначально?

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Изистории мывидим, что ислам наступал, тогда как иудаизм всё последующее время отступал. В733734 гг. местное население вДербенте усиленными темпами обращал вислам арабский полководец Маслама. Встаром городе возле Джума-мечети есть некий непонятный столбик.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Полегенде Маслама приказал ложкой выковыривать глаза тем, кто нежелал переходить вновую веру. Всё это происходило как раз натом месте, где стоит столбик или входишь вмечеть, или становишься слепцом (правда отметим, что подругой версии столбик был солнечными часами).

Влюбом случае, после Масламы нечто подобное вовремя своего правления наКавказе совершали монголы, после монголов горцев всвою веру обращал Тимур. Понекоторым данным последних иудеев, проживавших вплоть досередины 19 века вАндийском ущелье, привёл кисламу имам Шамиль.

Издесь образуется вполне естественный ответ если натерритории Азербайджана живут таты мусульмане, авДагестане таты иудеи, следовательно, изначально таты исповедовали иудаизм, ибо евреи после падения Хазарского каганата всё последующее время были неувласти, инавязать кому-либо свою веру они никак немогли.

Добавим, иудаизм религия одного народа. Человек состороны принять иудаизм может сбольшим трудом, тогда как еврей вдругую религию перейти может.

Чемже изначально отличались таты игорские евреи? Горские евреи пришли наКавказ гораздо раньше, иселились они втруднодоступных местах. Здесь они прижились, впитав всебя горскую культуру иобычаи, сохраняя при этом свою веру.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

(Фото изинтернета)

ВДагестане существовало огромное количество языков инаречий, международным был кумыкский, тогда как ваулах разговаривали насвоих родных языках.

Горские евреи жили обособленно, иэто дало имвозможность сохранить вобщинах тот язык, накотором они общались допереселения наКавказ, при этом свой родной, накотором они говорили вПалестине, за1000 лет пребывания вПерсии они естественным образом забыли.

Таты попали наКавказ гораздо позже. Возможно, что речь идёт ободном, или даже онескольких столетиях. Причём селили татов (земледельцев) невгорах, аименно втех местах, где можно было заниматься земледелием.

Таты, что вПерсии, что наКавказе, жили рядом стюрками, отчего впитали всебя культуру негорскую, аименно культуру тюрок, нопри этом таты также сохраняли верность своей религии.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Если читатель незапутался, возникают вопросы как евреи попали вХазарию, икуда они ушли, после падения Хазарского каганата?

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Итак, после того как вИране насмену зароастрийским законам пришёл шариат, евреи вновь вынуждены были искать землю обетованную.

Новые власти Персии ситуацию безусловно контролировали, изаДербент ксвоему врагу, евреев вмассовом порядке выпустить никак немогли. Одновременно сэтим вВизантии в723 г. император Лев 3 Исавр издал указ онасильственном крещении евреев, находившихся впределах Византийской империи таким образом, евреи получили двойной удар.

Указ вызвал волну эмиграции. Многие евреи устремились, как вЕвропу, так ивХазарию эта страна натот момент была союзницей Византии против арабов, ноэто немешало ейпроводить самостоятельную политику.

Хазария для византийских евреев была привлекательна ещё итем, что там уже успели обосноваться ихперсидские единоверцы. Горские евреи натот момент уже проживали наКавказе, иконтакт схазарами уних, безусловно, был. Далее Хазария принимает иудаизм, истановится мощной державой даже Русь накакой-то момент являлась её данником.

Исторический факт маленький городок Новосиль вОрловской области основан хазарами. Впрочем, мыотклоняемся оттемы

Возникает вопрос куда ушли хазарские евреи после гибели Хазарии? Можноли считать татов игорских евреев потомками хазар, точнее хазарских евреев?

Ответ нет нельзя. Это разные колена народа Израиля.

Переселенец при выборе нового места ищет что-то похожее нато, что унего было. Голландцы в1617 веке обустроили южноамериканские болота, ибо подобное, вотличие отангличан, имбыло хорошо знакомо.

Неизвестный народ (предположительно аланы) распавшись начасти, образовал осетин, проживающих наКавказе иягнобцев, обосновавшихся наПамире язык этих народов практически идентичен следовательно, раньше это был один народ, представители которого искали для жизни именно горы. Ну, апро расселение славян думаю, говорить даже нестоит

Будем следовать подобной логике следовательно, хазарские евреи, жившие вдельте Волги, вгоры никогдабы непошли. Они стали искать именно то, что имзнакомо, соответственно хазарские евреи ушли куда-то наЗапад.

Есть иещё одна неменее веская причина, покоторой горских евреев никак нельзя называть потомками хазар. Влюбой стране евреи принимают её язык икультуру, точнее, они берут всё кроме веры. Хазарские евреи должны были говорить натюркском языке, иименно сним уйти изХазарии.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Татский язык совсем другой. Следовательно, нитаты, нигорские евреи прямого отношения кхазарам неимеют, хотя, всовместном государстве споследними они, безусловно, проживали.

Горские евреи наладили всвоих аулах мелкое кустарное производство, поставляя, меняя ипродавая соседям горцам свои изделия. Многие изних прославились как искусные лекари.

Понимая, что русские насвободу ихвероисповедания претендовать небудут, горские евреи вовремя Кавказской войны, также как икумыки, приняли насебя миссию проводников Российской политики наКавказе.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

Главный раввин Кавказа вспециальном обращении кединоверцам попросил ихвсеми силами содействовать русской армии.

Призыв оказался услышан. Горские евреи оказали русской армии огромную службу, поставляя Барятинскому агентурные данные разведки, они также служили вцарской армии проводниками ипереводчиками.

Подобное привело ктому, что мусульмане начали преследовать горских еврев. Вответ царское правительство предложило своим новым союзникам поселиться наподконтрольной территории. Это привело ктому, что горские евреи стали жить возле крепостей, или правильнее сказать вгородах (Грозный, Махачкала, Кизляр иконечно Дербент).

Напомню, таты жили наравнине, наподконтрольных России землях. Вхождение всостав России внекоторой степени неоправдало ожиданий горских евреев итатов, ибо российские собратья повере захотели над ними главенствовать направах старшего брата.

Вдобавок кэтому уобщин обнаружились религиозные расхождения. Всередине 19 века вДагестане насчитывалось 27 синагог и36 религиозных училищ.

Дербент: кумыки, таты и горские евреи

(Фото изинтернета)

Горские евреи итаты вподавляющем большинстве поддержали Великую Октябрьскую революцию. Новые власти упразднили изжизни религиозную составляющую, отчего горские евреи вмассовом порядке стали записываться татами.

Образно говоря, советская власть настолько всех перемешала, что окаких-то отличительных особенностях татов игорских евреев остаётся только вспоминать, и, говоря обэтих народах, ихобъединяют единым словом таты.

Внастоящем татов вмире около 100 тыс. Таты живут вСША, вИзраиле, вРоссии идаже вКитае, нопри этом вДагестане татов осталось чуть более 10 тыс.

Большое количество икумыков итатов вовремя ВОВ было награждено орденами имедалями. Кумыки итаты внесли громадный вклад вэкономическую, научную икультурную составляющую России.

Подробнее..
Категории: Дербент

Последние комментарии

  • Имя: Никита
    14.06.2023 | 13:19
    Подскажите как можно купить две книги Сергея Первухина "Мой Сахалин "Пилигрим" как судьба". Или где её можно найти Подробнее..
  • Имя: Михаил Гуревич
    07.03.2023 | 14:42
    Отлично! Подробнее..
© 2006-2024, tuvatforum.ru