Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.

Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Еще раз распятие в арийским Христом
Орган еще раз
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Виды органа, игравшего на съезде НДСАП
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Фотография довоенных витражей с Гитлером и Гинденбургом
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Послевоенные витражи
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Алтарь с евангелистами и со "спортивным" Христом
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Фрагмент органа
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Терракотовые плитки с тематическими изображениями
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Кафедра
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Крестильная чаша
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Орел (поворот головы вправо, как у партийного орла)
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Неф
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Лютер (вместо Гитлера, в фойе)
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Гинденбург (в фойе)
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Памятная люстра с железным крестом
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Фасад церкви
Мемориальная церковь Мартина Лютера в Берлине.
Фасад церкви

Адрес: Riegerzeile 1, 12105 Berlin
Остановка U6 Westphalweg
Помимо нечастых экскурсий и органных концертов по ней есть виртуальный тур: http://mlg.coulme.de/

Предистория
Быстрый рост населения в Мариендорфе в 20 в привел к тому, что старой дорфкирхи (сельская церковь - так обычно называют старинные церкви в небольшом поселении) стало недостаточно. Тогда и возник план строительства второй приходской церкви. В 1918 г община решила строить поминальную церковь павшим в Первой мировой войне. Курт Штайнберг руководитель Отдела строительства церквей Строительного ведомства (ляйтер баукирхлисхе бауамт), в 1926 сделал эскизы общинного центра, церкви, дома пастора, дома престарелых и благотворительного центра. Из всего этого в 1926 г был реализован только общинный центр.

Общинный центр - тоже памятник архитектуры. Он носит имя богослова и писателя Йохана Клеппера. Он, и его жена-еврейка, покончили с собой в 1942 г.
Адрес: Rathausstrae, 12105 Berlin (непосредственно рядом с церковью).

Когда Курт Штайнбург в начале 30 гг представил планы церкви, то он отказался от стиля построенного им гемейндехауза в пользу популярных тогда экспрессионистских идей.

Авангард снаружи и традиционализм внутри
Мемориальная церковь Мартина Лютера, строго говоря, не является ни традиционалистской, ни авангардистской - она занимает особое, промежуточное место. Нацистский переворот 1933 г повлиял на внутреннее оформление церкви, но не коснулся ее внешних архитектурных форм.

Первый камень в основание был заложен в октябре 1933 г, как напоминание о 450 летнем юбилее реформатора.

Строительство церкви началось под знаком создания рабочих мест (Arbeitsbeschaffung).

Освящение произошло в декабре 1935.
Церковь ориентирована на юг. Она имеет апсиду изогнутую полукругом, 49 метровую башню и полностью, как снаружи так и внутри, облицована желтыми и коричневыми керамическими плитами.

Башню планировали 50 м, но уменьшили на 0.8 м, чтобы не размещать сигнальные огни (так как близко был аэропорт близко был Темпельхоф). Было 4 бронзовых колокола. Колокола пришлось пожертвовать на вооружение в 1942 г.

Между мощными выступами пристенных столбов открываются высокие прямоугольные окна. Блочная, почти не имеющая окон башня, тоже разбита пристенными столбами и имеет уровень овального сечения с колоколами, и с прерывной конструкцией фонаря. Она сужается ввысь и оканчивается издалека видимым крестом. Крыша церковного нефа изогнута как спина ослика и опирается на стальную конструкцию.

В 90 гг были сложности при реставрации, так как на фасаде терракотовые плиты были положены внахлест и между ними залит раствор.

Зал славы
Помещение под башней открыто наружи и через него мы попадаем в церковный притвор оформленный как Зал славы, в форме фойе.

Фойе оформлен как Зал почета и посвящен павшим в Первой мировой войне. С потолка свисает люстра с большим железным крестом, обвитым дубовыми листьями. В 1922 году Генеральный секретарь Немецкой комиссии по военным захоронениям рекомендовал такие люстры как разумную честь в церквях.

На боковых стенах, выполнены из терракоты, головы Мартина Лютера и Пауля Гинденбурга. Фойе огибает надпись во фрактурном шрифте с цитатой из песни Лютера: Прочная крепость это наш бог. Голова Лютера заменяет голову Гитлера сделанную еще в 1937 г., и убранную в 1945.

Согласно дневниковой записи, Йохенв Клепперса, датировано 24/27. Январь 1936 г. - изображение Адольфа Гитлера (в прихожей, портретный бюст Гитлера), подтверждение есть также в части 3 летописи прихода.

Неф как театр и орган с партийного съезда НСДАП
Своды церковного нефа сужаются по направлению к алтарю, а пол идет под наколоном вниз, как в театре или в лекционном зале. Неф окружают хора (эмпоры). А над певческими хорами архитектор расположил орган.

Это Валькеровский орган 1934/35, игравший на 7. Reichsparteitag (Седьмой Имперский партийный съезд ) 1935 г в Нюрнберге, том самом на котором принимали расовые законы. На тот момент это был самый большой орган Европы.

Органная музыка вообще считалась особо соответствующей идеологии.

После окончания съезда был разобран и доставлен в Берлин.

Фирму основал в Эберхард Фридрих Валькер (Eberhard Friedrich Walcker)еще в 1872 г. Она и сейчас считается одной из лучших существовавших органостроительных фирм в мире. Не вдаваясь в подробности конструкции органов: валькеровские органы отождествляют с эпохой немецкого романтизма. А немецкая романтика это рождение национальной германской идеи.

В Мемориальной церкви Мартина Лютера он был торжественно открыт в декабре 1935 года. Orgelpfeife (органные трубы) в нем разрисованы народными мотивами. Но на него стоит взглянуть в непосредственной близи. На одной из труб (четвертая справа) есть небольшой портрет очень напоминающий Гитлера, а еще через две трубки женский портрет. Утверждается, что это Ева Браун

После временной замены в 1960-х годах, в 1984 орган был возвращен в его историческое состояние. В инструменте 50 регистров (включая семь трансмиссий) на четыре мануала и педаль. Два волновые механихма были расширены до диапазона до a4 для супероктав (Superoktavkoppeln). Управляется электропневматически.

Мотивы терракоты
Взгляд устремлен на монументальную триумфальную арку, украшенную более чем восьмистами орнаментными плитами из терракоты. Скульптор Хайнрих Мекленбургер создал 630 разных мотивов и символов, которые пестро перемешаны и многократно повторены. Эта изобразительная программа создана под влиянием нацистской идеологии и представлений о вере Немецких христиан (Die Deutschen Christen).
Мы видим:
- Христианские символы: монограмму Христа, терновый венец, кубок, голубя Св. Духа, символы евангелистов, альфа и омега, колосья, виноградную лозу, розу Лютера.
- Символы народного общества: голову рабочего, голову крестьянина, голову солдата, весы как символ правосудия, молоток, серп с крестом.
- Картины повседневной жизни: музицирующий мальчик.
- Националистические символы: рейхсадлер, нацистский крест, железный крест, эмблему Nationalsozialistische Volkswohlfahrt (Национал-социалистическая народная благотворительность). Большая часть националистических мотивов в 1937 г была убрана. Причиной послужило то, что задним числом действовал Gesetz zum Schutz von Bezeichnungen der NSDAP), который запретил использование партийной символики или ее очертаний в церковных зданиях.

Имперских орлов после войны оставили. Убрали символику Немецких христиан и Нацистской благотоворительной организации.

Терракотовые украшения доминируют в апсиде. На мощных пристенных столбах головы великих реформаторов, церковных поэтов и музыкантов, теологов евангелической церкви.

Кафедра, алтарь и крестильная чаща вырезаны из дерева
Алтарь несут деревянные фигуры, которые, однако, без соответствующих атрибутов. Они интерпретируются как четыре евангелиста.

На корпусе кафедры вырезана сцена Нагорной проповеди. Люди, идущие к Христу, представлены как современники. Мы видим семью с солдатами, молодых людей и двоих в униформе гитлерюгенд.

Крестильная чаша украшена похожими фигурами. Но изображения в форма SA после войны удалили.

Поражает дух времени и на алтарном кресте: там висит не страдающий или умирающий Христос, а немецкий герой с демонстративно торчащим подбородком.

Военные повреждения
Попадание бомбы произошло в декабре 1943 года. Все окна церкви были выбиты. Общинный дом был частично разрушен. Две зажигательные бомбы пробили апсиду и свод, но причинили лишь ограниченный ущерб внутри.

Послевоенное оформление и использование
В 1945 г. Мемориальная церковь Мартина Лютера временно использовалась в качестве Гарнизонной (военной) церкви Армии США. Это позволило в 1945 году произвести экстренное остекление окон.

В 1954 году башню пришлось отремонтировать. Считалось, что медная облицовка защитит от непогоды шпиль открытой до того колокольни.

Витражи
Окна, расписанные в 1935 г Вальтером Геритцем, со сценами библейского суда, в 1945 были разрушены и в 1955 (по вики в 1970) заменены росписью известного художника по стеклу Готфирида фон Штокхойзена.

Кресный путь
Чтобы критически оттенить национал-социалистический дизайн интерьера церкви, приходской совет в 1989 году решил приобрести произведения искусства Аушвиц и Оратио польского художника Павла Вархола. В общей сложности 14 коллажей образуют последовательность, которая начинается у ворот лагеря и заканчивается у печи. Они представляют связь с Крестным путем.

Реставрации и современное использование
С 2004 года церковь использовалась исключительно для больших церковных служб или других индивидуальных мероприятий, так как башня была в полуразрушенном состоянии, и при ее использовании потребовались серьезные меры безопасности.

К концу 2011 года башня была отремонтирована на средства федерального правительства, земли Берлин, Немецкого фонда защиты памятников и протестантской общины Берлин-Мариендорф, поэтому приверженность федеральной земли Берлин и Федеративной Республики Германии делу сохранения церкви как памятника национального значения не подлежит сомнению.

Растет интерес многочисленных инициат ив и ассоциаций, посвятивших себя сохранению памятников и культуре памяти. Возможности будущего использования церкви изучаются с 2008 года в рамках многолетнего испытательного этапа.

С целью поминовения и примирения приход активно участвует с 1992 в программах и является с 2003 г членом Nagelkreuzgemeinschaft

Об архитекторе

Курт Штайнберг построил много евангелических церквей. Во времена нацизма он возглавлял амт Евангелической церкви (сам не строил, но контролировал других. А потом возглавил Бауполицай контролировал уже вообще всех)

С 1907 года Штайнберг несколько лет работал чиновником Бауамта города Шенеберг (часть Большого Берлина с 1920 года). Он также работал свободным художником и художником-графиком. С 1911 года он работал в отделе церковного строительства Евангелической консистории старой прусской церковной провинции Бранденбург, к которой также принадлежал Берлин. С 1915 г был назначен начальником церковно-строительного отдела.

В 1933 году он вступил в НСДАП. Дизайн его протестантской церкви в Берлине-Мариендорфе, изобилубщий нацистскими мотивами, вызывает споры. В 1938 году он был произведен в Kirchenoberbaurat.

Несмотря на его членство в НСДАП, после 1945 года его картины выставлялись советской военной администрацией, потому что они отвечали требованиям социалистического реализма.

Вскоре после выхода на пенсию в 1953 г. (в то время отдел церковного строительства являлся вспомогательным органом консистории Евангелической церкви в Берлине-Бранденбурге, основанной после окончания войны), он получил Федеральный крест за заслуги от тогдашнего федерального президента, извекстного своими правыми настроениями, Теодора Хойса.

Помимо строительства более 60 церковных зданий, Штейнберг руководил ремонтом около 120 существующих церквей, в том числе монастыря Ленин, деревни Рекан и замковой церкви Маттеускирхе (Шпехтсбрунн) (1911 г.), Святого Якоби (Перлеберг) (19121913 гг.), Деревенской церкви Штеффенсхаген (19201922) и Хейландскапеллы Франкфурт (Одер).

Фото церквей: https://de.wikipedia.org/wiki/Curt_Steinberg

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Источник: www.tourister.ru
К списку статей
Опубликовано: 01.09.2021 04:25:06
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Интересное

Последние комментарии

© 2006-2021, tuvatforum.ru