Американская компания Relativity Space, известная своим стремлением к широкому применению аддитивных технологий в ракетостроении, привлекла финансирование на сумму в 650 миллионов долларов. Инвестиционный раунд серии Е возглавила фирма Fidelity при участии BlackRock, Centricus, Coatue, Soroban Capital и предыдущих инвесторов компании. Неизвестный источник из отрасли утверждает, что теперь фирма Тима Эллиса оценивается в 4,2 миллиарда долларов, пишет thealphacentauri.net
Эти средства Relativity Space получила спустя всего восемь месяцев после того, как закрыла инвестиционный раунд серии D на сумму в 500 миллионов долларов. Всё полученное финансирование компания вложит в разработку полностью многоразовой ракеты, о планах по созданию которой она намекнула в феврале этого года.
По словам основателя и генерального директора Relativity Space Тима Эллиса, носитель, которому дали имя Terran R, задумывался с самых первых дней компании. Первая ступень этой ракеты будет оснащена семью двигателями Aeon R тягой 1340 кН каждый, а вторая ступень будет использовать один двигатель Aeon Vac. Эти агрегаты базируются на уже разработанном в компании двигателе Aeon 1, предназначенном для небольшой ракеты Terran 1. Всё семейство двигателей Aeon будет использовать в качестве топливной пары жидкий метан и жидкий кислород.
Ключевая особенность Terran R полная многоразовость. В такой конфигурации носитель сможет доставить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 20 тонн. Relativity Space планирует многократно использовать как обе ступени ракеты, так и её обтекатели. По словам Эллиса:
В носителе не будет деталей, которые нельзя использовать повторно. В действительности, 3D-печать поможет нам создать многоразовую ракету таким образом, каким это нельзя было бы сделать, используя традиционные методы производства.
Первая ступень Terran R будет напечатана из специального алюминиевого сплава. Возвращаться на Землю она будет подобно ступеням Falcon 9, совершая посадку на плавучую платформу в океане. Вторую ступень будут изготавливать из экзотического жаропрочного материала, способного выдерживать высокие температуры при входе в плотные слои атмосферы. Любопытно, что створки головного обтекателя не будут сбрасываться, как это происходит у обычных ракет-носителей; по всей видимости, они со второй ступенью составят некую единую конструкцию, которая будет способна возвращаться на Землю целиком при помощи реактивного торможения.
По словам Эллиса, Terran R можно рассматривать как своего рода миниатюрную версию разрабатываемой компанией SpaceX ракеты Starship. Он также отметил, что сейчас Relativity Space располагает всеми возможностями для создания носителя. В штаб-квартире компании имеется пять крупногабаритных 3D-принтеров и пять принтеров меньшего размера. На данный момент инженеры Relativity завершили работу над новой головкой для печати, которая увеличит скорость процесса более чем в два раза.
Relativity Space намерена запустить Terran R в 2024-м году со стартовой площадки LC-16 на мысе Канаверал. Эллис сказал, что компания уже подписала контракт на несколько миссий с заказчиком, имя которого не разглашается. О стоимости запуска нового носителя пока ничего не известно.
Сейчас усилия компании сосредоточены на подготовке к запуску другой ракеты носителя лёгкого класса Terran 1, который будет способен выводить на низкую околоземную орбиту 1250 килограмм полезной нагрузки. Ракета готова на 85 процентов, а её первый старт запланирован на конец этого года с площадки LC-16.
На этом Relativity Space останавливаться явно не собирается. Эллис по-прежнему нацелен помочь человечеству создать промышленное производство на Марсе, считая, что 3D-печать и полностью многоразовые ракеты являются ключевыми элементами достижения этой цели.
С момента основания в 2016-м году, его компания собрала 1,34 миллиарда долларов частных инвестиций. Её оценка выросла с 2,3 миллиарда долларов в ноябре прошлого года до 4,2 миллиарда на момент написания этой статьи. Численность персонала Relativity Space на данный момент составляет 400 человек, и Эллис надеется, что компании удастся нанять ещё несколько сотен сотрудников в этом году. Всё это внушает надежду на то, что затеи ракетостроительной фирмы из Калифорнии могут быть успешны.
Подробнее..В субботу, 12 июня, было оплачено единственное свободное место на первом пассажирском рейсе космического аппарата от компании Blue Origin. Заключение сделки на 28 млн долларов США стало итогом телефонного аукциона, организованного RR Auction.
Это мероприятие, собравшее 7600 предварительно одобренных участников из 159 стран, являлось последней фазой трехэтапных торгов. Они начались с закрытого аукциона, завершенного 19 мая этого года. Самая высокая ставка на нем составила 1,4 млн доллара. Эта сумма стала минимальной ценой на втором этапе, который прошел в онлайн-формате 10 июня. К моменту его окончания стоимость билета на космическое путешествие поднялась до 4,8 млн.
Чтобы довести ставку до финальных 28 млн участникам завершающих торгов потребовалось всего около 5 минут. Как заявила Blue Origin, количество аукционеров было настолько большим, что технические ресурсы колл-центра пришлось утроить.
Победитель аукциона, личность которого не разглашают до оформления документов, станет четвертым пассажиром обитаемой капсулы First Step. Она будет запущена в следующем месяце, 20 июля, разработанной Blue Origin ракетой New Shepard с расположенной в штате Техас стартовой площадки компании. Космические путешественники совершат суборбитальный полет длительностью примерно 10 минут, поднявшись на высоту немногим более 100 км.
В число других участников первого полета New Shepard с людьми на борту входят владелец Blue Origin Джефф Безос, известный прежде всего как глава Amazon, его брат Марк и еще один человек, имя которого пока не называется.
Выручку от последнего аукциона передадут Club for the Future, созданному Blue Origin. Эта организация поощряет молодых людей, желающих заниматься профессиональной деятельностью в STEM-сфере, которая объединяет естественные, формальные и технические науки.
Источник: blueorigin.com
Подробнее..Экипаж недавно запущенной космической станции Тяньгун успешно совершил выход в космическое пространство. Это второй случай, когда китайские космонавты, или тайконавты, как их называют в странах Азии, покинули пределы летательного аппарата. Предыдущая аналогичная операция была выполнена в 2008 году. Тогда Чжай Чжиган провел 22 минуты за бортом космического аппарата Шэньчжоу-7, совершавшего 3-дневный полет по околоземной орбите.
Строительство Тяньгун началось в конце апреля этого года с отправки в космос базового модуля Тяньхэ, в состав которого входят помещения для астронавтов и системы жизнеобеспечения. В мае к нему пристыковался грузовой корабль, а в июне на станцию прибыл ее первый экипаж: Лю Бомин, Тан Хунбо и Не Хайшэн.
Проведя несколько базовых испытаний и проверив работу бортовых систем, тайконавты приступили к монтажу компонентов Тяньгун. Для этого в воскресенье, 4 июня, двое из них, Хунбо и Бомин вышли в открытый космос через люк Тяньхэ. Они закрепили подножки и рабочую платформу на внешней роборуке, а также установили камеры панорамного обзора. На выполнение всех задач ушло 7 часов, после чего космонавты успешно вернулись в обитаемый модуль.
The 2 #Chinese #Shenzhou12 #taikonauts Liu Boming &Tang Hongbo went outside core module for the 1st extravehicular mission which lasted for 7 hours this morning, marking a full success of the 1st #spacewalk for the astronauts at the #spacestation. pic.twitter.com/SVIkvbxqp9
Ambassador Deng Xijun (@China2ASEAN) July 4, 2021
Предполагается, что текущий экипаж пробудут на Тяньгун 3 месяца. В течение этого времени тайконавты должны еще раз провести работы снаружи станции, протестировать системы утилизации и переработки отходов, а также провести научные эксперименты.
В следующем году планируется расширить орбитальную станцию, путем добавления еще двух модулей: Вэньтянь, который дублирует органы управления Тяньхэ и может использоваться в качестве грузового отсека, и Мэнтянь, предназначенного для проведения исследований. Как ожидается, полностью постройку Тяньгун завершат к концу 2022 года.
Обитаемая станция это лишь один из ряда амбициозных космических проектов КНР. Так, в недавнее время китайские исследователи космоса впервые в мировой истории посадили модуль на обратной стороне Луны, привезли на Землю образцы лунных горных пород и доставили планетоход на поверхность Марса.
Источник: xinhuanet.com
Подробнее..Национальный фонд естественных наук Китая представил рассчитанный на 5-летний срок проект, посвященный исследованию возможностей постройки сверхбольших космических аппаратов. Прежде всего ученые должны будут работать над проблемами создания легких конструкций, их сборки на орбите и управления ими.
Предполагается, что программа станет основой для разработки огромных космических сооружений, предназначенных для использования космических ресурсов, проведения исследований и проживания на орбите. Например, это могут быть простирающиеся на несколько километров солнечные электростанции, отправляющие энергию на Землю в виде микроволн.
Исследовательская программа направлена на минимизацию массы конструкций для сокращения числа запусков космических кораблей, необходимых для вывода компонентов на орбиту. А также проект подразумевает моделирование воздействий, оказываемых на устройства в космосе, и выполнение наземных имитационных испытаний для изучения процессов сборки аппаратов вне Земли.
Представленный план исследований стал 10-м в перечне аналогичных программ, опубликованных за последний месяц. Ожидается, что реализованы будут только 5 проектов, на их осуществление выделят в общей сложности до 2,3 млн долларов.
В настоящее время Китайская академия наук при поддержке Министерства науки и технологий уже проводит исследовательские работы по созданию огромного космического телескопа. В рамках проекта, в котором участвуют ученые из британского Университета Суррея, рассматриваются задачи по роботизированной сборке на орбите устройства с диаметром объектива порядка 10 м.
В то же время Китайская академия космических технологий разрабатывает экспериментальные фотоэлектрические установки для сбора солнечного света за пределами Земли. Предполагается, что испытания системы начнутся в следующем году, а к концу десятилетия на ее основе построят электростанцию мощностью на уровне 1 МВт. Недавно исследователи провели опыты по передаче микроволнами электроэнергии с высоты 300 м.
Дальнейшее развитие проекта предполагает создание космической СЭС примерно на 1 ГВт. Для ее сборки потребуется вывести на орбиту около 10 тыс. тонн компонентов. Чтобы выполнить эту задачу, даже разрабатываемой сейчас сверхтяжелой ракете Чанчжэн-9 понадобится более 100 полетов.
Сейчас Китай строит космическую станцию Тяньгун массой более 60 тонн. Ее планируется полноценно ввести в эксплуатацию до конца 2022 года, доставив все необходимое за 11 миссий.
Источник: spacenews.com
Подробнее..Беспилотный космический корабль BepiColombo, впервые передал сделанные им изображения самой близкой к Солнцу планеты. Он выполняет миссию, организованную совместно аэрокосмическими агентствами Европы и Японии.
Аппарат отправили с Земли с помощью тяжелой европейской ракеты Ариан-5 20 октября 2018 года. Теперь, спустя 3 года BepiColombo прислал черно-белые фотографии планеты. Из-за того, что корабль подлетел с ночной стороны, когда он проходил на минимальном расстоянии от поверхности 199 км условия для съемки были неидеальными. Поэтому пока имеются только снимки, сделанные с высоты 1000 км.
Попавшие в кадр участки это часть северного полушария Меркурия. Помимо прочего, на изображениях видны большие кратеры и область, которая, как считается, была затоплена лавой.
Облет прошел безупречно для корабля; наконец увидеть планету, к который мы стремились это невероятно, отмечает Эльза Монтаньон, сотрудник группы управления полетами миссии, отвечающий за эксплуатацию космического аппарата.
BepiColombo предназначен для комплексного изучения Меркурия: от ядра до поверхности, экзосферы и магнитного поля. Европейское космическое агентство утверждает, что это позволит лучше понять происхождение и эволюцию планеты, ближайшей к своей родительской звезде.
Меркурий интересен для исследования в том числе потому, что среди планет земной группы только он и Земля имеют магнитное поле, создающееся жидким ядром. Ранее считалось, что оно, с учетом относительно небольшого размера небесного тела, должно в настоящее время быть холодным и твердым, как у Марса. Одно из объяснений этой аномалии предполагает особый состав внутренних слоев планеты, который и будет анализировать BepiColombo.
В дальнейшем зонд совершит еще 5 облетов Меркурия по траектории, предполагающей следование мимо Венеры и Земли. Их притяжение замедляет космический корабль, обеспечивая гравитационный маневр. Благодаря этому отсутствует необходимость тратить на торможение огромного количества топлива, которое потребовалось бы при отправке аппарата к целевой планете напрямую.
Источник: phys.org
Подробнее..Австрийский космический форум (OeWF), Израильское космическое агентство и специалисты программы D-MARS запустили проект AMADEE-20. Он предполагает, что 6 человек 5 мужчин и 1 женщина в течение месяца должны опробовать себя в роли колонизаторов Марса.
AMADEE-20, проведение которого было перенесено с 2020 года из-за COVID-19, должен дать новые знания, необходимые для подготовки к отправке человека на четвертую планету Солнечной системы.
Наш девиз: Потерпеть неудачу быстро, потерпеть неудачу дешево. Потому что выявление каждой ошибки здесь, на Земле, дает надежду, что мы не свершим ее на Марсе, рассказывает Гернот Громер, возглавляющий OeWF.
Уже сейчас Марс исследуют несколько роботизированных аппаратов, новейшими из которых являются марсоход Персеверанс и беспилотный вертолет Индженьюити. Но первая миссия с человеком на борту туда отправится, скорее всего, не ранее чем через 10 лет.
Модель марсианской станции создана в кратере Рамон, расположенном в пустыне Негев на юге Израиля. Жилой модуль площадью 120 м2 напоминает две большие соединенные друг с другом юрты. За его пределами экспериментаторы перемещаются в скафандрах массой около 50 кг, оснащенных автономными системами дыхания.
В настоящее время это обитаемое пространство является самой сложноустроенной и самой передовой моделью исследовательской станции в мире, отмечает Громер.
Действия 6 членов команды постоянно снимаются на камеру. Также непрерывно отслеживаются их физиологические показатели и перемещение для лучшего понимания человеческого фактора. Операторы, поддерживающие связь с командой, находятся в Австрии. Причем обмен сообщениями происходит с задержкой в 10 минут примерно столько времени в реальности требуется сигналу на преодоление расстояния между Марсом и Землей.
За пределами жилого модуля специалисты совершают поездки на роверах и запускают беспилотники, тестируя технологии навигации и картографирования без GPS. Энергией станцию снабжают солнечные батареи.
Исследователям предстоит провести более 20 экспериментов в различных сферах, в том числе в области геологии, биологии и медицины. Как ожидается, их результаты будут опубликованы после завершения проекта.
Источник: oewf.org
Подробнее..Стартап по производству космической техники Varda Space намерен в первом квартале 2023 года отправить на ракете Falcon 9 аппарат, призванный стать первой орбитальной фабрикой. Основная цель проекта продемонстрировать возможность производства материалов в условиях невесомости.
Спутник-фабрика проведет на орбите около 3 месяцев. За это время с его помощью будут протестированы технологии изготовления различных изделий. После завершения работ полученные материалы планируется доставить на Землю в спускаемой капсуле.
Выбор Falcon 9 для вывода спутника на орбиту Varda Space объясняет тем, что Space X предлагает наиболее надежное и доступное по цене решение для отправки аппаратов в космос. Делиан Аспарухов, соучредитель и президент стартапа, заявил:
Затраты на запуск ключевой элемент нашей экономики. Мы хотим придерживаться самого дешевого варианта.
К тому же SpaceX не совсем чужая для руководителей Varda Space. Так, соучредитель и исполнительный директор стартапа Уилл Брюи почти 6 лет проработал в ней, а Делиан Аспарухов возглавляет фонд Founders Fund, инвестировавший в том числе в космическую компанию Илона Маска.
У Varda Space была возможность отправить свой спутник на ракете Electron от новозеландского производителя Rocket Lab. Это выглядело бы логично с учетом того, что в августе стартап приобрел 3 космические спутниковые платформы Photon, разработанные специально для этого космического аппарата. Аспарухов объяснил отказ от услуг Rocket Lab тем, что сотрудничество с разными партнерами способствует снижению рисков. Он также добавил, что для следующих запусков аналогичных аппаратов, его фирма, вполне вероятно, воспользуется и Electron.
Второй и третий спутники для производства в условиях невесомости Varda Space планирует вывести на орбиту к концу 2024 года. О том, что именно будет изготавливаться в космосе, компания не сообщает, упоминая только о возможности получения разнообразных дорогостоящих продуктов: от медицинских препаратов до оптического волокна.
Производственные технологии, используемые Varda Space, разработаны в ходе экспериментов на МКС, то есть стартап не проводил собственных исследований. Однако, как отмечает Делиан Аспарухов, наиболее сложной задачей является не изготовление материалов в космосе, а их аккуратная доставка в нужную точку Земли.
Источник: spacenews.com
Подробнее..Blue Origin и Sierra Space рассказали о своих планах по размещению коммерческой космической станции с открытой архитектурой под названием Orbital Reef на низкой околоземной орбите в период с 2025 по 2030 год.
Вывод из эксплуатации Международной космической станции (МКС) должен произойти до 2030 года, а недавнее обнаружение трещин в некоторых модулях показывает, что этот срок определяется не столько политикой, сколько возможным истечением срока службы конструкций. Во многом именно поэтому шаги по замене МКС частными игроками в последнее время предпринимаются более активно.
Одной из таких альтернатив может стать решение от Blue Origin и Sierra Space, которые предлагают построить Orbital Reef в сотрудничестве с целым рядом компаний и организаций, в числе которых Boeing, Redwire Space, Genesis Engineering Solutions и Университет штата Аризона.
Планируется, что станция заработает во второй половине этого десятилетия. Как заявляют разработчики проекта, Orbital Reef предоставит каждому возможность основать свой адрес на орбите.
Станция откроет следующую главу освоения и развития человека в космосе, способствуя развитию живой экосистемы и бизнес-моделей будущего, - говорится в пресс-релизе. - Это уникальное направление предложит клиентам в сфере исследовательских, промышленных, международных и коммерческих услуг конкурентоспособные приложения, включая космический транспорт и логистику, космическое жилье, размещение оборудования, - говорят в компании.
Предполагается, что Orbital Reef будет работать как космический бизнес-парк совместного использования. Станция обеспечит инфраструктуру, необходимую для масштабирования экономической деятельности и открытия новых рынков в космосе.
Космический транспорт многоразового использования и смарт-дизайн, сопровождающиеся передовой автоматизацией и логистикой, снизят затраты и сложность как для традиционных космических операторов, так и для новых, позволяя широчайшему кругу пользователей добиваться своих целей, - объясняют в Blue Origin.
По данным Blue Origin, в список потенциальных пользователей войдут космические агентства, СМИ, туристические компании, предприниматели, инвесторы, технологические компании и многие другие.
Напомним, Sierra Space дочерняя компания Sierra Nevada Corporation. Это частная аэрокосмическая компания, специализирующаяся на модификации и интеграции летательных аппаратов, космических компонентов и сопутствующих технологических продуктов для кибербезопасности и здравоохранения.
Источник: epravda.com.ua
Подробнее..Команда ученых из Технологического института Джорджии (GT) представила концепцию, предполагающую производство ракетного топлива и кислорода из атмосферного углекислого газа прямо на Марсе, что предоставит возможность заправлять космические корабли на обратном пути к Земле.
На вторую половину десятилетия с Марса намечен запуск ракеты, которая должна отправить обратно около 500 грамм геологических образцов, собранных ровером Perseverance. Этот четырехсоткилограммовый аппарат доставит груз всего лишь на марсианскую орбиту (далее к Земле образцы будет везти другой корабль), причем из всей его массы львиная доля это ракетное топливо, необходимое для старта и полета.
Исходя из этого несложно посчитать, сколько топлива потребуется для будущих еще более амбициозных миссий на Марс и обратно, особенно если в них будут участвовать астронавты. По данным GT, для вывода на орбиту 500 кг полезного груза с экипажем марсианскому восходящему аппарату (MAV) потребуется 30 тонн метана и жидкого кислорода. Хотя на Марсе можно получить жидкий кислород, метан туда сегодня доставляется с Земли, а это означает, что изначальная полезная нагрузка стартующего с Земли космического аппарата с топливом на обратную дорогу должна составлять 500 тонн и обойдется, приблизительно, в 8 миллиардов долларов.
Чтобы сократить расходы и освободить место для чего-то более полезного, чем топливо, инженеры GT во главе с Ником Крюйером предложили использовать цианобактерии и генно-модифицированную кишечную палочку, которые обеспечат производство альтернативного топлива, известного как 2,3- бутандиол (CH3CHOH)2, применяемого для производства синтетического каучука и других полимеров. Побочным продуктом новой технологии будет кислород, которого будет не только достаточно для сжигания топлива на обратном пути, но и для использования в других целях на Марсе.
Идея заключается в том, что перед основной миссией будет отправлена серия аппаратов с разведывательными роботами. Они доставят на Марс образцы микроорганизмов и пластиковые материалы, необходимые для установки фотобиореакторов на площади в четыре футбольных поля.
В этих реакторах солнечный свет и углекислый газ из атмосферы будут поступать к цианобактериям, которые затем с помощью энзимов переработают их в сахара. Полученное сырье будет подаваться в устройство под названием E. coli для производства 2,3-бутандиола и кислорода, которые будут отделены на дальнейших этапах процесса.
Согласно расчетам ученых, этот процесс будет на 32% эффективнее завода, производящего кислород на Марсе посредством химического катализа с использованием метана, доставляемого с Земли. Но у предлагаемой технологии есть серьезный недостаток оборудование для нее будет в три раза тяжелее заводского. На следующем этапе исследователи планируют найти способ сделать оборудование меньше и легче, а биологическую сторону процесса быстрее и эффективнее.
Нам еще необходимо провести эксперименты, чтобы продемонстрировать, что цианобактерии можно выращивать в марсианских условиях, - говорит Крюйер. - Мы должны учесть разницу в солнечном спектре на Марсе как из-за расстояния до Солнца, так и из-за отсутствия атмосферной фильтрации солнечного света. Высокий уровень ультрафиолета может навредить цианобактериям.
Источник: gatech.edu
Подробнее..Более полувека человечество отправляет аппараты и людей в космос исключительно с помощью ракет и реактивной тяги, разработка же других способов (например - космический лифт) пока не привела к практическим результатам. Стартап SpinLaunch намерен найти альтернативное решение путем создания того, что он называет первой в мире кинетической системой запуска, и недавно завершил свой первый испытательный полет.
SpinLaunch разрабатывает свою оригинальную пусковую систему с 2015 года. В компании надеются, что в будущем спутники и космические корабли смогут покидать атмосферу Земли с нулевыми выбросами. Достичь этого планируется посредством гигантской центрифуги с электроприводом, которая, по словам разработчиков, может сократить потребление топлива в 4 раза и расходы в 10 раз по сравнению с традиционными запусками ракет, а также отправлять в космос полезные грузы по несколько раз в день.
Реализовать свой амбициозный проект SpinLaunch планирует с помощью суборбитального ускорителя. Он состоит из вакуумной камеры в виде установленного вертикально сплюснутого цилиндра, которая немного выше статуи Свободы (46 м). В ней используется трос из углеродного волокна, разгоняющий снаряд до скорости 8047 км/ч ( в 6,5 раз больше скорости звука) и высвобождающий его через пусковую трубу в атмосферу.
Цель компании создание более крупной и мощной установки L100 Orbital Mass Accelerator, которая будет работать по аналогичному принципу и запускать спутники весом до 200 кг. SpinLaunch заявляет, что достижения в области электроники, которые позволяют создавать относительно небольшие конденсаторы, микросхемы и резисторы, позволяют этим компонентам выдерживать нагрузки до 10 000 g в быстро вращающейся пусковой камере, что подтверждено успешными испытаниями.
Идея проведения безракетных орбитальных запусков изучалась в прошлом в рамках некоторых серьезных исследовательских проектов, таких как совместная инициатива США и Канады под названием HARP в 1960-х годах, направленная на запуск снарядов на орбиту с помощью массивной космической пушки. Эта конструкция также легла в основу проекта президента Ирака Саддама Хусейна Вавилон, от которого отказались после убийства главного инженера.
Еще предстоит проделать большую работу, прежде чем безракетные космические запуски станут реальностью, но SpinLaunch уже сделала важный шаг вперед. 22 октября компания провела первый испытательный полет на космопорте Америка в Нью-Мексико, успешно запустив прототип транспортного средства, который достиг сверхзвуковых скоростей. Тесты с разными грузами и скоростями будут продолжаться еще в течении следующего года, а первые коммерческие запуски компания рассчитывает провести в 2024 году.
Источник: spinlaunch.com
Подробнее..24 ноября НАСА запустило свой зонд стоимостью 325 млн долларов с целью тестирования технологии изменения курса движения относительно небольших космических тел (Double Asteroid Redirection Test - DART), так агентство намерено исследовать возможности влиять на траекторию астероидов с помощью кинетической энергии.
План состоит в том, чтобы роботизированный космический аппарат врезался в астероид Диморфос на скорости около 24 км/ч, что на долю градуса должно изменить его траекторию. Если миссия пройдет успешно, это будет означать, что НАСА и другие космические агентства смогут воздействовать на направляющиеся к Земле объекты и предотвращать столкновения вроде тех, что показаны в фильме Армагеддон.
Ракету-носитель Falcon-9 с аппаратом DART запустили с авиабазы Вандерберг в Калифорнии.
Asteroid Dimorphos: we're coming for you!
NASA (@NASA) November 24, 2021
Riding a @SpaceX Falcon 9 rocket, our #DARTMission blasted off at 1:21am EST (06:21 UTC), launching the world's first mission to test asteroid-deflecting technology. pic.twitter.com/FRj1hMyzgH
Цель космического камикадзе - околоземной астероид Дидим диаметром около 780 метров и его спутник, 163-метровый Диморф.
На самом деле никакой реальной угрозы для нашей планеты ни один, ни другой астероид, наблюдения за которыми астрономы непрерывно ведут с 2003 года, не представляет.
Однако ученым известно по меньшей мере несколько десятков небесных тел, вероятность столкновения которых с Землей оценивается значительно выше, так что отработать механизм планетарной защиты было решено именно на них.
В сентябре следующего года астероидная пара должна приблизиться к нашей планете на расстояние "всего" около 11 млн км - это примерно в 25 раз дальше, чем до Луны.
Траектория аппарата DART, который весит лишь около 550 кг, рассчитана таким образом, чтобы он врезался в меньший по размеру Диморф на скорости около 24 000 км/ч (или 6,6 км/с).
Европейское космическое агентство опубликовало анимационное видео запланированной миссии, подробно демонстрирующее как запуск ракеты Falcon 9, которая должна вывести аппарат в космос, так и сам момент столкновения.
Оценить произведенный столкновением эффект и уточнить новую орбиту астероида поручено другой космической миссии ЕКА под названием Гера. Впрочем, произойдет это уже при следующем приближении Дидима и Диморфа к Земле, в 2026 году.
Источник: bbc.com
Подробнее..Экологически чистые и более быстрые космические полеты могут стать реальностью благодаря британской компании Pulsar Fusion, которая работает над ракетным двигателем с топливом из пластиковых отходов. Вместе с тем, эта разработка является лишь частью амбициозной цели, подразумевающей использование технологий термоядерного синтеза для создания принципиально новых силовых установок, обеспечивающих космическим аппаратам достижение скоростей, в несколько раз превышающих современные.
Исследования идеи включения переработанных пластиковых отходов в гибридное ракетное топливо проводились и ранее. Так, Virgin Galactic заявляла о желании внедрить эту концепцию еще в 2014 году с ракетой, приводимой в движение за счет термореактивных пластмасс. Но от такого решения отказались после неудачного испытательного полета. Шотландская Skyrora еще одна компания, работающая над подобной технологией, уже успешно протестировала свое топливо Ecosene на основе пластика.
Pulsar Fusion делает ставку на зеленую ракету с гибридным топливом, состоящим из полиэтилена высокой плотности (HDPE) и окислителя закиси азота, которое подается в камеру сгорания под заданным давлением через регулирующий клапан. HDPE широко используется в различных пластиковых продуктах, включая посуду и строительные материалы, что значительно облегчает получение и переработку этого ключевого ингредиента нового топлива.
На прошлой неделе на военной базе Министерства обороны Великобритании в Солсбери Pulsar Fusion завершила первые статические испытания своего двигателя. На этой неделе компания планирует провести демонстрацию для потенциальных клиентов.
Все более заметные стремления общества в сторону возобновляемых источников энергии и исследования дальнего космоса способствуют применению ядерного синтеза. Pulsar Fusion намеревается извлечь выгоду из этих изменений, создав инфраструктуру и системы для их реализации, - говорится на сайте компании.
Pulsar Fusion заявляет, что потенциальные применения зеленого ракетного двигателя включают запуск пилотируемых миссий и спутников, но ее видение освоения космоса на этом не заканчивается: в ее планах разработать высокоскоростной двигатель на основе ядерного синтеза и осуществить первый полет с ним в этом десятилетии. Идея заключается в том, чтобы воссоздать процесс слияния ядер, происходящий внутри Солнца, для высвобождения огромного количества энергии. Ученые десятилетиями добивались этого с помощью экспериментальных реакторов, и, хотя были достигнуты значительные успехи, технология еще далека от полноценной реализации.
Согласно Pulsar Fusion, ее решение избавит космические корабли от необходимости перевозить тяжелое топливо, а также и позволит им путешествовать с невероятной скоростью, которая позволит, например, добираться до Марса в два раза быстрее, чем это получается у современных аппаратов.
Компания уверена в своем успехе и планирует продемонстрировать термоядерный ракетный двигатель для статических огневых испытаний в 2025 году, а затем запустить корабль с ним на орбиту в 2027 году.
Источник: pulsarfusion.com
Подробнее..На Марсе было обнаружено новое гигантское месторождение воды в месте, которое принято называть Большим каньоном Красной планеты. Орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) заметил область размером с Нидерланды, где вода может составлять до 40% поверхностного материала.
Хотя считается, что когда-то на поверхности Марса находились огромные океаны, сегодня он засушливее любой земной пустыни. Но, вероятно, на Красной планете все еще есть вода в основном вокруг полюсов в виде льда или, возможно, в соленых жидких озерах глубоко под землей, хотя последняя гипотеза до сих пор не нашла однозначного ответа в научных кругах.
Ближе к экватору в почве у поверхности было обнаружено меньшее количество воды в виде льда или гидратированных минералов. Но недавно открытая залежь намного больше чем все, что было найдено до сегодняшнего дня.
Новые запасы воды были обнаружены TGO с помощью прибора, называемого детектором эпитепловых нейтронов с высоким разрешением (FREND). Наблюдения велись в период с мая 2018 года по февраль 2021 года. Этот инструмент обнаруживает выходящие из грунта нейтроны, которые могут быть маркером содержания водорода и, следовательно, содержания в нем воды.
Карта Долины Маринер, показывающая концентрацию воды, обнаруженной TGO. Фиолетовые области указывают на регионы с особенно высоким содержанием воды, синие со средним, желтые и оранжевые с небольшим количеством влаги.Нейтроны образуются, когда высокоэнергетические частицы, известные как галактические космические лучи, ударяются о Марс. Более сухие почвы испускают больше нейтронов, чем более влажные, поэтому мы можем определить количество воды в земле, наблюдая за испускаемыми ею нейтронами, - говорит Алексей Малахов, соавтор исследования. - Уникальная методика наблюдений FREND обеспечивает гораздо более высокое пространственное разрешение, чем предыдущие измерения, что позволяет нам теперь видеть водные объекты, которые раньше не были замечены.
Долины Маринер - самая большая система коньонов в Солнечной системе, она в 10 раз длиннее и в 5 раз глубже, чем американский Гранд-Каньон. И именно здесь FREND обнаружил богатый водой регион площадью около 41 000 км2. В пределах 1 м верхнего слоя почвы, по-видимому, до 40 процентов вещества представляет собой воду, которая, скорее всего, существует в виде льда.
Мы обнаружили, что центральная часть Долины Маринер содержит воду и в гораздо большем количестве, чем мы ожидали, - говорит Малахов. - Это очень похоже на районы вечной мерзлоты на Земле, где лед постоянно остается под сухой почвой из-за постоянных низких температур.
Обнаружение воды в этой части Марса может быть очень перспективным. Будущие миссии на Красную планету, в том числе пилотируемые, скорее всего будут сосредоточены на экваториальной области, а наличие такого количества влаги в пределах метра от поверхности делает ее очень доступной. Для сравнения: отложения воды на полюсах этой планеты находятся на глубине в несколько километров.
Источник: esa.int
Подробнее..В представлении большинства летающие тарелки это космические корабли инопланетян из научно-фантастических фильмов. Но ученые Массачусетского технологического института (MIT) предлагают воплотить эту идею в реальность для исследования Луны. Аппарат будет парить над поверхностью спутника за счет силы электростатического отталкивания.
На Луне отсутствует защитный слой атмосферы и ее поверхность напрямую подвергается воздействию космической плазмы и ультрафиолетовых лучей Солнца. Это приводит к тому, что ее грунт становится положительно заряженным, причем достаточно для того, чтобы лунная пыль поднималась на высоту до 1 метра над поверхностью такой же эффект проявляется, когда статически заряженная расческа притягивает к себе волосы.
Ранее исследователи уже предлагали использовать это явление в космическом планере, который должен был изучать поверхность безатмосферных объектов. Предполагалось, что если бы его крылья были сделаны из положительно заряженного материала, такого как майлар (синтетического полиэфирного волокна), то аппарат и положительно заряженная поверхность объекта будут отталкиваться друг от друга, заставляя планер левитировать.
По словам команды MIT, такое устройство сможет легко работать на небольших астероидах, но сила тяжести на более крупных небесных телах, таких как Луна, все равно будет притягивать его вниз. Именно для решения этой проблемы пригодится форма летающей тарелки.
Лунный беспилотник будет увеличивать силу электростатического отталкивания, испуская лучи отрицательно заряженных ионов наружу и придавая самому себе положительный заряд, одновременно испуская положительно заряженные ионы вниз на поверхность Луны, увеличивая ее положительный заряд.
Заряженные частицы будут выбрасываться соплами через направленные вверх и вниз миниатюрные ионные двигатели, которые будут подавать напряжение на ионную жидкость (расплавленную соль), поступающую из подключенного бортового резервуара. Такие двигатели уже используются для маневрирования малых спутников в космическом пространстве.
В ходе эксперимента 60-граммовый ровер (размером с ладонь человека) был подвешен на пружинах над алюминиевой поверхностью в вакуумной камере, имитирующую безвоздушную поверхность Луны с низкой гравитацией. Он был оборудован одним ионным двигателем, направленным вверх, и четырьмя двигателями, обращенными вниз. Горизонтальный вольфрамовый стержень, расположенный над аппаратом, использовался для измерения тяги двигателей.
В ходе испытаний было определено, что для поднятия устройства весом 907 г примерно на 1 см над поверхностью Луны потребуется относительно небольшой источник энергии. Очевидно, что для левитации более крупного корабля потребуется больше энергии, но еще предстоит провести дальнейшие исследования, чтобы определить, насколько хорошо сила электростатического отталкивания будет работать на больших высотах. Тем не менее, уже ясно, что эта технология действительно перспективна для практического применения особенно на небольших астероидах с очень низкой гравитацией.
С левитирующим ровером вам не нужно беспокоиться о колесах или движущихся частях, - говорит профессор Пауло Лозано, руководитель проекта. - Рельеф астероида может быть совершенно неровным, и до тех пор, пока у вас есть управляемый механизм, удерживающий ваш ровер навесу, вы можете перемещаться по очень пересеченной, неизведанной местности, без необходимости физически обходить препятствия.
Источник: news.mit.edu
Подробнее..Космическое агентство США вместе с европейскими и канадскими коллегами осуществило запуск самого большого и дорогого телескопа за всю историю космонавтики. Запуск James Webb (Джеймс Вебб) транслировался онлайн на официальном ютуб канале NASA. Аппарат отправился в космос в субботу, 25 декабря, с космодрома Куру во Французской Гвиане в Южной Америке.
Этот телескоп, получивший имя второго руководителя Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), является самым дорогим в истории. На проект, начатый в конце 1980-х и который несколько раз замораживался, было потрачено около 10 миллиардов долларов. Над проектированием и сборкой аппарата совместно с NASA работали ESA и Канадское космическое агентство (CSA).
Новая беспилотная космическая обсерватория по многим параметрам превосходит своего предшественника телескоп Hubble по размерам и техническому оснащению. Он позволит исследователям увидеть далекое прошлое Вселенной, формирование первых галактик и первых звезд. Одно из преимуществ James Webb способность работать в инфракрасном диапазоне. Как говорят ученые, это даст больше возможностей для изучения дальних галактик.
Milestone achieved. @NASAWebb is safely in space, powered on, and communicating with ground controllers.
NASA (@NASA) December 25, 2021
The space telescope is now on its way to #UnfoldTheUniverse at its final destination one million miles (1.5 million km) away from Earth. pic.twitter.com/gqICd0Xojz
В агентстве надеются, что James Webb станет современной научной обсерваторией в космосе и поможет раскрыть тайны нашей солнечной системы. Заместитель администратора НАСА по исследованиям Томас Зурбучен сравнил запуск телескопа с космической миссией Аполлон, которая доставила людей на Луну.
Это мечта... Телескоп James Webb это как миссия Аполлон для НАСА, всего мира, но особенно научных программ мира, - заявлял Зурбучен.
Согласно планам НАСА, телескоп будет располагаться в космосе на расстоянии в четыре раза большем от Земли, чем находится от нее Луна. Телескопу понадобится 29 дней, чтобы добраться до своей цели в космосе и провести развертывание. Еще несколько месяцев будет продолжаться калибровка, сообщают в агентстве.
Благодаря ему мы заглянем на край видимой части Вселенной на расстояние в 13,5 миллиарда световых лет, прокомментировал ученый Европейского космического агентства (ESA) Энтони Марстон, участник проекта.
Телескоп выйдет на целевую орбиту в 1,5 миллионов километров от земли примерно через четыре недели. Первые данные и фотографии James Webb, как ожидается, появятся летом 2022 года. Одна из задач телескопа поиск подходящих для жизни планет с запасами воды.
Источник: dw.com
Подробнее..Немецкий аэрокосмический стартап Klaus Space Transportation заявил об успешном испытании прототипа новой бестопливной системы возврата ракетных ступеней. Хотя компания была основана только в октябре, первый тест своей технологии, которая должна будет сделать космический транспорт более экологичным, доступным и рентабельным, Klaus провела уже в начале декабря.
Инновационная система, получившая название Надувной Атмосферный Замедлитель (Inflatable Atmospheric Decelerator, IAD) представляет собой гибрид воздушного шара и парашюта и одновременно выполняет роль теплозащитного экрана.
Испытания на свободное падение продемонстрировали надежное срабатывание IAD и приемлемые нагрузки на конструкцию при приземлении, говорится в сообщении компании. Опытный образец третьего поколения и прикрепленная к нему миниатюрная первая ступень ракеты были сброшены с высоты 600 м с вертолета. Активированный IAD стабилизировал и замедлил ступень для безопасной посадки на воде и успешного последующего восстановления. Данные инерциальных датчиков, установленных на модели ракеты, в настоящее время анализируются инженерами Airbus Defense & Space.
Ранее подобные устройства уже разрабатывались и тестировались специалистами NASA и ESA, но Klaus планирует использовать атмосферный воздух для разворачивания IAD, что позволяет сделать систему более легковесной и масштабируемой. Дальнейшие испытательные демонстрации в плазменной аэродинамической трубе намечены на 2022 год.
Устройство монтируется в нижней части ракеты-носителя и надувается за счет потоков воздуха при свободном падении. В процессе приземления ступень замедляется и переворачивается носом вниз для максимальной защиты элементов силовой установки, а после падения воздушный шар также выполняет функцию поплавка.
Klaus Space использует в своих прототипах армированные углеродным волокном полимеры, выдерживающие нагревание до температуры 1000C, поэтому теоретически системы IAD можно задействовать даже для сведения космических аппаратов с орбиты.
Источник: klausspacetransportation.com
Подробнее..Австралийская компания Hypersonix Launch Systems планирует сделать отправку спутников в космос более дешевыми, простыми и безвредными для окружающей среды. Ее решение представляет собой пусковой комплекс с многоразовыми аппаратами, сердцем которой станет гиперзвуковой самолет Delta-Velos.
Система получила название Wirraway и предлагает два очень важных преимущества: во-первых, она относительно недорогая, что делает ее более доступной для небольших компаний, желающих вывести свои спутники на околоземную орбиту. Во-вторых, она экологична, поскольку используемое Hypersonix топливо представляет собой чистый водород, а это означает, ее аппараты не выбрасывают CO2 в атмосферу, их выхлопы простая вода.
В теории эта трехступенчатая система будет работать следующим образом: Delta-Velos взлетает с помощью ракеты-носителя Boomerang, которая выполняет две задачи: разгоняет самолет до скорости 5 Махов и после отсоединения благополучно приземляется, как например возвращаемые ступени ракет SpaceX. Следующий этап начинается с запуска гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя Spartan, который разгонит Delta-Velos с 5 до 12 Махов. Эта скорость позволит ему взлететь достаточно высоко, чтобы перейти к заключительному этапу, т.е. запуску спутников, тем самым помещая их на низкую околоземную или гелиосинхронную орбиту.
Однако это все теория. На практике же может пройти несколько лет, прежде чем мы увидим первый запуск системы Wirraway. Впрочем, это вполне закономерно, так как Hypersonix небольшая, основанная в 2019 году компания, в которой на данный момент работает около 20 инженеров, связанных с авиацией и аэрокосмической промышленностью. Помимо запатентованной конструкции двигателя SPARTAN, Hypersonix также работает над новым материалом, который станет основным покрытием для Delta-Velos Ceramic Matrix Composites (CMC), т.е. композитом из керамических матриц.
Такая обшивка должна сделать аппараты Wirraway устойчивым к сверхвысоким температурам, превышающим 2000 градусов Цельсия, появляющимся на гиперзвуковых скоростях из-за трения о воздух. Для разработчиков, проектирующих многоразовую систему, это является одним из ключевых вопросов.
Австралийская компания надеется провести испытания полномасштабной системы в 2024 году. Но начнутся они в 2023 году с уменьшенного прототипа, который позволит проверить эффективность системы запуска, скорость, возможность повторного использования и дальность полета. Он будет оснащаться одним двигателем Spartan и иметь запас хода до 500 км.
Полноразмерный орбитальный аппарат Delta Velos будет иметь длину 12 м, размах крыльев 3,5 м, диаметр 1 м и приводится в движение несколькими двигателями Spartan.
Интересно, что Hypersonix не планирует ограничиваться доставкой спутников на орбиту. Хотя сначала компания сосредоточится на совершенствовании технологии с использованием беспилотных транспортных средств, она также намерена разработать гиперзвуковый пассажирский авиалайнер, который сможет доставлять пассажиров из Австралии в США всего за 2,5 часа.
Источник: hypersonix.com.au
Подробнее..Космическая программа Китая развивается рекордными темпами, и последние несколько лет могут войти в историю, как одни из самых успешных для Пекина в 21 веке. В числе прочих достижений особо выделяется создание искусственного лунного комплекса, который имитирует условия и окружающую среду спутника, в котором ученые могут тестировать новые технологии и будущие миссии.
Учёные из КНР построили исследовательский центр, который позволит создать модель среды с низкой гравитацией, используя эффекты магнетизма. Научная лаборатория, открытие которой намечено на текущий год, будет использовать мощные магнитные поля.
Экспериментальная конструкция представляет собой вакуумную камеру диаметром 60 см, в которой гравитацию можно заставить исчезнуть. На подобное решение исследователей вдохновил эксперимент, в котором магниты использовались для того, чтобы заставить левитировать лягушку.
Учёные намерены использовать центр для тестирования технологий в средах с пониженной гравитацией до того, как разработки будут отправлены на Луну, где сила гравитации составляет примерно 1/6 земной. Это позволит избежать технических неполадок на месте, а также проверить, смогут ли некие определённые структуры существовать на лунной поверхности и косвенно оценить жизнеспособность человеческого поселения на спутнике Земли.
По словам учёных на некоторые эксперименты уходят в симуляторе секунды, на другие несколько дней. В частности, речь идёт о контроле деформации материалов под воздействием постоянных температур и нагрузки.
Как заявили учёные, источником вдохновения для работ стали изыскания физика Андре Гейма (Andre Geim, он же Андрей Константинович Гейм) из Манчестерского университета Великобритании, в 2000 году получившего Нобелевскую премию за разработку эксперимента, благодаря которому лягушка смогла левитировать под воздействием электромагнитов.
В случае с лягушкой и китайской камерой используется один и тот же эффект диамагнитной левитации. В норме крайне слабые разнонаправленные магнитные поля всех атомов, идёт ли речь о капле воды или лягушке, не демонстрируют сколько-нибудь значимых эффектов, но приложение к объектам внешнего магнитного поля позволяет добиться интересных результатов.
Тесты в вакуумной камере будут использоваться при подготовке очередных этапов программы лунных исследований Чанъэ, названной в честь древней китайской богини Луны. КНР уже успешно завершила ряд миссий в рамках лунной программы и намерена построить исследовательскую станцию на южном полюсе спутника к 2029 году.
Источник: 3dnews.ru
Подробнее..В гонку по созданию коммерческого транспорта для полетов в космос вступила новая компания. Американский стартап Radian Aerospace объявил о получении финансирования в размере 27,5 млн долларов для разработки одноступенчатого космического самолета Radian One, который будет взлетать и приземляться горизонтально.
Коммерческая космическая индустрия в последние годы развивается очень стремительно: подрядчики берут на себя переправку экипажей на Международную космическую станцию, запуск целых армий спутников на орбиту и даже отправку частных миссий и туристов в космос. Кроме того, есть планы по замене МКС частными космическими станциями и предложения по отправке гражданских миссий на Луну и Марс.
Как правило, для выхода на орбиту частные разработчики используют два типа транспортных систем. Первый запуск полезных нагрузок на обычных многоступенчатых ракетах. Второй использование ракет-носителей, запускаемых с высотных самолетов, для доставки небольших полезных грузов на низкую околоземную орбиту.
Radian Aerospace намерена предложить свое решение, построив космоплан с треугольным крылом размером с небольшой коммерческий реактивный транспорт, который будет запускаться горизонтально с помощью рельсовой тележки с реактивным двигателем, что позволит кораблю сэкономить максимум топлива. После взлета три ракетных двигателя выводят космический корабль на орбиту с малой гравитацией для миссий с экипажем продолжительностью до пяти дней, затем он сможет приземлиться на любую взлетно-посадочную полосу длиной от 3 000 м.
омпания утверждает, что для нового полета в космос Radian One может подготовлена в течение 48 часов. Технические детали корабля не разглашаются, но известно, что аппарат сможет доставлять на низкую околоземную орбиту 4500 килограммов полезной нагрузки. Он будет оснащен тремя жидкостными ракетными двигателями, тяга каждого из которых составит 90 тонн-сил. Сейчас компания работает над концептуальным дизайном космоплана, а также некоторыми ключевыми технологиями: например, проводит испытания двигателя.
Крылья предлагают возможности и типы миссий, которые просто невозможны с традиционными ракетами с вертикальным взлетом, сказал Ливингстон Холдер, соучредитель Radian, технический директор и бывший руководитель программы Future Space Transportation и X-33 в Boeing. - То, что мы делаем, сложно, но больше не невозможно благодаря значительным достижениям в материаловедении, миниатюризации и производственных технологиях.
Radian Aerospace говорят, что они не вели публичную деятельность, пока не получали начальное финансирование от Fine Structure Ventures, а также EXOR, The Venture Collective, Helios Capital, SpaceFund, Gaingels, The Private Shares Fund, Explorer 1 Fund, Type One Ventures и других инвесторов.
Стартап планирует использовать в создании Radian One наработки компании XCOR Aerospace, закрывшейся из-за отсутствия финансирования, а до этого пытавшейся создать суборбитальный космоплан, а также NASA и подрядчиков агентства, работавших над проектами одноступенчатых орбитальных космических аппаратов.
У компании уже есть несколько договоренностей по его использованию: соглашения охватывают миссии обслуживания будущих низкоорбитальных космических станций, а также запуск различной полезной нагрузки для коммерческих и правительственных заказчиков.
Источник: thealphacentauri.net
Подробнее..Группа ученых из Университета Макгилла предложила отправлять космические корабли к другим планетам с помощью лазера. Исследование жизнеспособности такой концепции проводилось по поручению НАСА. Огромный лазер, расположенный на Земле, будет нагревать водородную плазму в камере позади космического корабля, создавая тягу и доставляя его на Марс всего за 45 дней, в атмосфере которого будет использоваться аэроторможение. Таким образом в будущем можно было бы отправлять полезные грузы колонистам или даже перевозить людей.
Предполагается, что в таком проекте будет задействоваться массив наземных лазеров беспрецедентного размера (диаметром 10 м) и мощности (100 МВт), который станет возможным благодаря текущим разработкам в технологии фотонных лазеров.
Камера нагрева и связанные с ней системы регенеративного охлаждения и обращения с топливом являются ключевыми элементами конструкции, которым уделяется особое внимание в новом исследовании. Также подробно анализируются астродинамика и экстремальный маневр аэрозахвата, необходимый по достижению Марса.
Способность выдерживать гораздо большие лазерные потоки позволяет реализовать сочетание высокой тяги и высокого удельного импульса, что делает этот подход выгодным по сравнению с лазерно-электрическим двигателем и соответствует пределу параметров, аналогичному ядерным тепловым ракетам с газовым сердечником, говорят исследователи.
Груз, предварительно выведенный на орбиту Земли, будет снабжен отражателем, который направляет луч лазера с Земли в нагревательную камеру, содержащую водородную плазму.
Когда ядро плазмы нагревается до 40 000 градусов Кельвина, газ вокруг ядра достигает 10 000 К и, вырываясь из сопла, создает тягу, достаточную, чтобы толкать корабль. Такие толчки будут происходить с интервалом 58 минут. Это позволит кораблю разогнаться до 17 км/с. До лунной орбиты с такой скоростью можно добраться всего за восемь часов, а на подлете к Марсу через полтора месяца скорость будет все еще 16 км/с.
Вывести груз на 150-км орбиту Марса более сложная задача, поскольку у предложенного корабля нет химического двигателя, как у ракет (иначе не получается взять необходимое количество груза). И пока обитатели Марса не построят аналогичную лазерную систему для ловли посылок с Земли, единственный способ рискованный маневр аэродинамического захвата. В этом случае при спуске аппарат испытает нагрузку в 8g, а жар от трения будет выше, чем способны выдержать традиционные защитные материалы. Остается надеяться на те, что находятся в фазе разработки.
К преимуществам предложенной лазерно-тепловой системы можно отнести крайне выгодное отношение массы к энергии в пределах 0,0010,01 кг/кВт, лучше, чем у передовых атомных движителей благодаря тому факту, что источник энергии остается на Земле, а передаваемый поток обрабатывается надувным отражателем низкой массы, пояснили авторы идеи.
Первые люди доберутся на Марс, скорее всего, без использования технологии лазерно-тепловой тяги. Основатель Space X Илон Маск уверен на 8090%, что сверхтяжелая ракета-носитель компании сможет выйти на орбиту уже в следующем году, а к 2024 году она будет готова выполнить беспилотный полет с грузом на Марс.
Источник: hightech.plus
Подробнее..