Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Пророк Самуил

Пророк Самуил и его Гробница.

Пророк Самуил - Самуил (ивр. , Шмуэль, услышанный Богом, Небе Самуэль (пророк Самуил) так звучит на арабском) библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.). Он умер на 88 году жизни и был погребён в Раме. В Книге Царств сказано, что пророк Самуил был похоронен в своем родном городе Раме (Рама находится восточнее традиционной гробницы Самуила). Однако, по еврейским законам, нельзя хоронить в черте города. Возможно для ТАКОГО человека было сделано исключение? Сказано же про царя Давида, что он похоронен в своем городе. ( В граде Давида до сих пор археологи не нашли гробницы дома Давида: либо она была уничтожена, либо ПОКА не нашли, либо похоронен в городе имеется в виду не физически в самом городе на Красной площади, а на городском кладбище его города).

Еще в 6 веке христиане ходят на поклон к традиционной могиле Самуила, здесь даже имеются остатки построек византийского периода. А известный еврейский паломник Беньямин из города Тудела, посетивший Святую Землю в 1173 году, утверждает, что крестоносцы перезахоронили останки Самуила на горе с видом на Иерусалим. Здесь есть остатки периода крестоносцев так, например, церковь крестоносцев приспособлена под действующую мечеть. Кстати, РамА ( ) на иврите высотка, то есть высокое место. Действительно, могила пророка находится на очень высоком месте.

С Небе Самуэль крестоносцы впервые увидели город Иерусалим и заплакали. Раймонд Агилерский, который написал хронику Первого крестового похода (10961099), рассказывает, что на утро 7 июня 1099 г., крестоносцы достигли вершины Неби Самуэль, и когда они увидели город Иерусалим, которого они еще никогда не видели, они упали на землю и заплакал от радости и умиления; поэтому крестоносцы назвали это место Гора Радости В память о том дне крестоносцы назвали эту гору Mons Gaudi или, или по-французски Montjoie.

В 1192 году в третий крестовый поход Ричард Львиное Сердце взирал отсюда на Иерусалим, который после 1187 года находился в руках Саладина (Салах ад-Дин). Почему-то Ричард Львиное Сердце не решился на взятие Иерусалима: ждал подмоги, которая так и не пришла? не знал, что Иерусалим был не достаточно хорошо укреплен? В общем посмотрел он на Иерусалим и всплакнул, но уже не от радости.

Ранее в начале 6-го века с горы Самуила посмотрел на Иерусалим преподобный Давид Гареджийский, сирийский монах, к которому, как утверждает традиция, явилась Богородица и направила его в Грузию, спасать ее от засилья персов, насаждавших зороастризм. Незадолго до смерти Давид Гареджийский совершил паломничество на Святую Землю. Взобрался на гору Самуила, откуда так хорошо виден Иерусалим, но счел себя не достойным войти в Святой город, где ступала нога Спасителя. Он взял три камня с горы и отправился обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел и сказал ему, что Давид Гареджийский вместе с камнями забрал всю Благодать. Патриарх снарядил гонцов с указанием, чтобы они взяли у Давида два камня. Третий камень Давид принес в Грузию, где он хранится по сей день в реликварии нового Троцкого кафедрального собора в Тбилиси.

Гора Самуила (гора Радости) , относиться к чреде гор, которые называются Иудейскими, их средняя высота 800 метров над уровнем моря, а высота горы Самуила 895м. Действительно, с этого места открывается замечательный вид на Иерусалим. Сейчас на горе есть действующая мечеть и синагога, а так же археологический парк. Мы можем посмотреть на Иерусалим, порадоваться, поплакать, помолиться кому что больше нравится.

Но вернемся к Самуилу. Самуил жил в 11 веке до н.э. По указанию Господа он помазал на царствие двух царей : Саула (Шауля) и Давида, разглядев в юном пастушке будущего легендарного царя. Он объединил колена Израиля в единое целое.

В Ветхом завете рассказ о пророке Самуиле начинается с его матери Ханны. Она была второй любимой женой одного человека (Елканы). У первой жены были дети, а у нее не было. Плодовитая жена всякий раз тыкала ей этим в глаза, а Ханна страдала и плакала. И тогда она дала обед: Господи, если у меня родиться сын, я отдам его Тебе в служение. В Библии не раз встречаются моменты, когда долгожданное дитя, обычно рожденное у пожилой пары, отдают Господу. Сравните: жертвоприношение Авраама, правда Господь заменяет Исаака (Ицхака) агнцем. Или во еще пример о рождении Самсона:

2У одного человека из поселения Цоры по имени Маноах из клана данитян жена была бесплодна и не имела детей. 3Ангел Господень явился ей и сказал:

Ты бесплодна и не имеешь детей, но забеременеешь и родишь сына. 4Итак, смотри, не пей ни вина, ни другого алкогольного напитка, и не ешь ничего ритуально нечистого, 5потому что ты забеременеешь и родишь сына. Его головы не коснется бритва, потому что мальчик с самого рождения будет назореем Богу. Именно он начнет спасать Израиль от рук филистимлян.

6Женщина пошла к своему мужу и сказала ему:

Ко мне приходил Божий человек. Он был похож на Божьего Ангела, Его[b] вид внушал благоговейный ужас. Я не спросила Его, откуда Он, а Он не сказал мне Своего имени. 7Но Он сказал мне: Ты забеременеешь и родишь сына. Поэтому не пей ни вина, ни другого алкогольного напитка и не ешь ничего ритуально нечистого, потому что мальчик будет назореем Богу с рождения до самой смерти.

Книга Судей 13-16

Назорей, Иосиф Флавий Иудейские древности книга 4-ая, глава 4-ая: Все те, кто по обету посвящают себя Господу Богу ( такие люди носят.. наименование назореев, отпускают себе волосы и не пьют вина), когда являются к жертвоприношению и срезают, в знак отречения, свои волосы, должны отдавать эти волосы вместе с жертвой священникам... Назореями были как мужчины, так и женщины.

В Новом Завете, долгожданное дитя, Мария, тоже была отдана на служение в Храм, она пряла пряжу для занавеси, которая отделяла Святая Святых от других приделов.

Анна, мать пророка Самуила, была бесплодна, и пошла она молится в Шило. До постройки Храма именно в Шило была Скиния , в которой хранился Ковчег Завета. Соответственно там была резиденция первосвященника, устраивались ежегодные праздники, на которые приходили паломники, в том числе и Ханна (Анна).

В момент своей молитвы, произнесенной в Шило, Ханна пришла в исступление и была похожа на пьяную. Первосвященник Илий хотел ее выставить из Святого придела, однако, услышав ее молитву, благословил ее и сказал, что через год у нее родиться сын. Отсюда Шму-эль Бог услышал.

Для христиан здесь есть параллель с Иоанном Крестителем и Иисусом, когда ребенок рождается вопреки расчетам ( у старой бесплодной пары или у девственницы).

Радуясь рождению сына, Анна обращается с благодарственной песней к Богу, В этой песне впервые звучит пророчество о Помазаннике (Мессии). Почти так же , как Ханна, будет прославлять Бога Мария. Ханна (Анна):

Возрадовалось сердце мое в Господе;
вознесся рог мой в Боге моем;
широко разверзлись уста мои на врагов моих;
ибо я радуюсь о спасении Твоем.
Нет столь святого, как Господь;
ибо нет другого, кроме Тебя;
и нет твердыни, как Бог наш.
Не умножайте речей надменных;
дерзкие слова да не исходят из уст ваших;
ибо Господь есть Бог ведения,
и дела у него взвешены.
Лук сильных преломляется,
а немощные препоясываются силою.

Сытые работают из хлеба,
а голодные отдыхают;
даже бесплодная рождает семь раз
а многочадная изнемогает.
Господь умерщвляет и оживляет,
низводит в преисподнюю и возводит.
Господь делает нищим и обогащает,
унижает и возвышает.
Из праха подъемлет Он бедного,
из брения возвышает нищего,
посаждая с вельможами,
и престол славы дает им в наследие;
ибо у Господа основания земли,
и Он утвердил на них вселенную.

Стопы святых Своих Он блюдет,
а беззаконные во тьме исчезают;
ибо не силою крепок человек.
Господь сотрет препирающихся с Ним;
с небес возгремит на них.
Господь будет судить концы земли,
и даст крепость царю Своему,
и вознесет рог помазанника Своего
(1 Цар. 2, 110).

А теперь сравним Магнификатом, или благословлением Марии:

Величит душа Моя Господа,
И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
И милость Его в роды родов к боящимся Его;
Явил силу мышцы Своей;
Рассеял надменных помышлениями сердца их;
Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем;
Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Есть не только текстологические , но и географические параллели: из Эйн Карема, где встретились беременная девственница Мария и ее возрастная беременная родственница Елизавета (мать Иоанна Крестителя), хорошо видна гробница с Самуила.

В 3-х летнем возрасте (возраст, когда отнимают от груди) Ханна приводит Самуила на служение Богу к первосвященнику Илии, и очень скоро выясняется, что речь идет не о простом ребенке. Самуил слышит Голос Бога. ( Пророк тем и отличается от простого смертного, что у него особый слух : он слышит Господа, некоторые, наиболее сильные пророки даже видят Господа)

Первое сообщение от Господа, которое получает Самуил, содержит предсказание о скорой смерти его учителя Илии. Он погибает вместе с нечестивыми сыновьями. С тех пор народ удостоверился, что Самуил пророк и поставлен над всем народом. Господь посылает его ходить в народ и учить народ морали и слову Божьими. Самуил судья, ходит по городам Израиля и творит правосудие. Он последний судья эпохи судей. Все тогда жили обособленно, вокруг много врагов, но израильтяне не помышляли об объединении. Поэтому давние враги евреев филистимляне умудрились в одном из боев захватить даже Скинии. Хороший вопрос, как можно захватить Скинию, если там обитает Бог?

Евреи думали, что у них есть чудо- оружие Скиния. Бог с Нами! Однако , Скиния не средство и не оружие, поэтому она была захвачена. (Не надо из Скинии делать идола! Сравните: крестоносцы взяли в собой в бой с Саладином Истинный Крест и проиграли битву!) Впоследствии филистимляне пожалели о том, что держали в плену Скинию: Библия говорит об эпидемии, которая косила филистимлян пока они держали у себя Ковчег Завета в их городе Ашдод. Не очень понятно, чем болели филистимляне. Книга Шмуэль 1 или Первая книга царств рассказывает, что и стала тяжкой рука Господня над жителями Ашдода, и он избивал из и поразил их тхорим () (Шмуаль 5:6-7). Что за тхорим такие? В словаре переводится, как геморрой ( у филистимлян случился геморрой в прямом и переносном смысле). Я слышала мнение нашего преподавателя истории, что скорее всего речь идет о каком-то венерическом заболевании. Но вот, что странно, филистимлянские жрецы советуют избавится от Ковчега, но прежде велят принести жертву повинности:

по числу князей Плештимских (филистимлянских) пять тхорим золотых и пять мышей золотых, ибо казнь одна была для всех и для князей ваших. Сделайте же изображение тхорим ваших и изображение мышей ваших, губящих страну (Шмуэль 1 6:4-5). Как-то мыши больше с чумой ассоциируются, что тоже геморрой головного мозга. (Извините, что так подробно останавливаюсь на эпидемии, просто актуально).

Эпоха судей хорошо характеризуется последней строкой книги Судей : В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что ему нравилось. А делали в том числе и мерзости пред Господом, эдакая анархия. Только судьи, которые периодически появлялись, как-то вразумляли народ. Возглавив народ, Самуил вдохновляет его против филистимлян. Призывает всех уничтожить идолов, принести покаяние и объединиться. Благодаря Самуилу, евреи вспоминают не только о том, что они народ, но и что они народ Божий. Надо сказать, что на тот момент роль Самуила была похожа на роль Моиссея! Народ кается, постом и молитвой возобновляют свой Завет с Богом. Воодушевленные евреи одерживают победу, и раздался гром с неба признак Божественного вмешательства.

Опасаясь новых междоусобиц, народ хочет твердой руки и требует от Самуила царя. Самуил в ужасе У вас есть царь, сам Господь! Но евреи хотят быть как все народы, с царем. Народ плачет, поняв, что он не прав, но назад уже хода нет. На самом деле интересная форма правления - Теократия (тео бог) власть Бога, эту форму правления знает только еврейский народ. Самуил скорбит, но Бог утишает его, они отвергают не тебя, а Меня.

7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; 9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. 10 И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, 11 и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; 12 и поставит [их] у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; 13 и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; 14 и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; 15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; 16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; 17 от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; 18 и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

1Цар. 8:7-18

Самого царя народ не выбирает, его назначает Самуил. Саул пришел к пророку, чтобы узнать, где искать пропавших ослиц его отца. (Представляете и за этим вопросом ходили к пророку!) Самуил посмотрел на высокого красавца Шауля (Саула) и услышал глас Господа, который повелел помазать его на царствие. Так и говорят: пошел за ослицами и обрел царствие! (Вообще в Библии слова ослы и царствие очень часто пересекаются).

Саул из маленького, но воинственного колена Биньямина. Саул первый помазанник, его мажет на царствие елеем пророк Самуил. (когда мы слышим словосочетание помазанник Божий - это отсюда на царя указал Господь. Однако вскоре Саул злоупотребит властью, что и предсказывал о царях вообще пророк Самуил. В чем его злоупотребление? Перед важным сражение Саул сам приносит жертву Богу, хотя это функция священника. Если царь присваивает себе функцию священника, то он теряет свое право быть царем у евреев тогда эти две функции были разделены. Сказано было Саулу, что это дерзновение его царствование не упрочится, а только ослабиться.

Вторая роковая ошибка Саула он ослушался пророка Самуила и не истребил аммолекитян, когда победил их в бою. Саул оставляет в живых царя Агага и лучший скот, чтобы принести его потом в жертву истинному Богу. Самуил говорит, что Саул нарушил повеление Господа, а послушание Господу дороже, чем жертвоприношение Ему. После таких слов Самуил самолично убивает царя Агага. Но эта работа над ошибками не засчитывается.

Напророчив Саулу потерю царской власти, Самуил оправляется в городок Вифлеем, чтобы помазать там на царствие нового царя. Находит человека, сын которого должен стать царем. Но Самуил не знает, какой именно из сыновей, тот самый. Начинается отбор. Отринув 6 старших сыновей, Самуил спрашивает, есть ли у него еще сын. Да, есть, он пасет овец. Давида немедленно зовут. Правда царем Давид становиться не сразу: на самом деле сначала Давида помазали на царствие тайно и только потом , совсем не сразу, после смерти Саула, его помазали публично на царствие. До этого момента Давид прославился своей храбростью, убив великана филистимлянина Голиафа. Эта победа принесла огромную популярность Давиду, к которой ревнует его царь Саул, поэтому Давиду приходится долгое время скрываться от Саула и даже промышлять разбоем. (Есть-то что-то надо!).

Давид становиться главной фигурой книги царств. От него пойдет целая династия еврейских царей. И Мессия тоже произойдет из дома Давида. Поскольку Вифлеем родина Давида, то и Иисус рождается там. А пророк Самуил становиться одним из самых почитаемых пророков в христианстве, вплоть до того, что Павел говорит, что с него начинается пророческое движение в Израиле. Павел , который был пожалуй самым образованным апостолом ( был из фарисеев, знал прекрасно Тору, греческих философов), дает ему очень верную оценку, ведь Самуил не только открыл пророческую школу, где учил развивать слух, чтобы слышать слова Господа, а полностью изменил облик еврейского народа.

Когда-то я жила не в самом Иерусалиме, а в Гиват Зееве, это примерно 12 километров от Иерусалима. С моего балкона была прекрасно видна гробница Самуила и немного официальной арабской столицы Рамаллы. Сейчас тяжелое время, а я помню другое тяжелое время интифаду, интифада - это террористическая война. Помню в начале 2000-х выходишь вечером на улицу, а в конце улицы ночное полотно в красных росчерках пуль. Они не долетали до нас, но для меня это был настоящий сюр. Потом я выходила на балкон и смотрела в другую сторону на силуэт Гробницы пророка Самуила. Он всегда напоминал мне запряженную осликом повозку: небольшая роща деревьев вырисовывалась в ослика, а минарет напоминал всадника Везде война и непонятный сюр, а вечный всадник тихо ехал себе через века и столетия.

Источник: www.tourister.ru
К списку статей
Опубликовано: 20.07.2020 16:24:50
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Интересное

Последние комментарии

© 2006-2020, tuvatforum.ru