Кружевница
- 17 века Яна Вермеера,
- 19 века Василия Тропинина и
- 20 века Сальвадора Дали.
.
Кружевница Яна Вермеера по размерам совсем крошечная
менее 25 см. x 21 см. Рамка, словно окно в невероятный мир
волшебного, почти сказочного действа женственного усидчивого
ажурного рукоделия.
.
Издавна считалось, что руки благочестивой женщины
всегда должны быть заняты рукоделием - оно отгоняет праздные и
греховные мысли.
.
Вглядываясь в эту крошечную картину, почти миниатюру
Вермеера, мы словно попадаем в театральное действо. Оно проходит
перед нами, через восприятие художника, его восхищение женской
тихой красотой и очарованием женских рук. Художник сам созерцает,
медитирует с мастерицей, он сам растворился в этой
сосредоточенности труженицы, в её полном погружении в работу. Труд
этот, как мы видим сами, - кропотливый и требует не только
усидчивости, но полной внимательности, концентрации. Одно неверное
движение - и вся работа будет испорчена. Девушка на картине,
видимо, только начала плести кружево, у нее в руках только
несколько коклюшек. Идёт полная работа...
.
Вообще же, Вермеер создал совсем не много, не более
34 картин за всю его творческую жизнь.
Вермеер изображал женщин преимущественно в момент
какого-либо действия: будь то написание письма, игра на
инструменте, взвешивание весов или кружевоплетение.
.
Вермеер чаще всего в его картинах как бы заглядывал в
щёлочку, в уединение частной жизни. Он, наблюдая, выхватывал
чувства своих нежных героинь, освещая их своим светом.
.
Мастерски передана фактура предметов: шероховатость
стены, лакированная поверхность деревянного стола, бархатистость
подушки убедительная материальность. В картине передана атмосфера
покоя и уюта, сквозь полотно чувствуется сосредоточенность
кружевницы. Вермеер сумел это всё передать мастерски.
.
Сальвадор Дали считал "Кружевницу" Вермеера одним из
величайших шедевров мировой живописи, наполненной неистовой энергетической силой.
У Вермеера это очевидно. Некая магия этой энергетики буквально
цепляет наши глаза и держит их на нежном лице героини, тонком
румянце её щёк, волшебной вовлечённости её глаз на работе, ловких
пальцах мастерицы и свете процесса работы. Но Сальвадор Дали нам
даёт скопированный образ мастерицы с каким-то обозлённым
нетерпением на лице. Это огорчает и умаляет саму идею женского
долготерпения, аккуратности и тишины.
Копия шедевра у Дали не удалась и возвысила талант
Вермеера ещё выше.
.
Работа Василия Тропинина Кружевница - другая. Тот же
сюжет, те же атрибуты рукоделия, но всё у Тропинина иначе.
Кружевница больше позирует, она не погружена
полностью в труд, она отвлеклась; и это нежное создание больше
обращает на себя внимание, нежели чем на то, что вокруг её -
кружева. Тропинин любуется молодостью героини, её красотой и
загадкой. Художнику интересны глаза и вкрадчивая улыбка мастерицы.
Мне эта красота больше видится здесь как смазливость, увы, не
кротость и не внутренняя энергетика сюжета. Мы любуемся молодостью
её, мы восторгаемся правильно выписанными чертами лица, но не
более. Мы не проникаемся в тишину волшебства работы и женского
благочестия.
.
Мои предпочтения - оригинальности, новаторству и
таланту 17 века, работе маленькой, ёмкой и энергетически
полной.
Иллюстрации:
- Ян Вермеер. Время создания картины: 1669-1671.
Размер 24 см. на 21 см. Холст, масло. Находится: Лувр. Париж.
Франция. 2007 RMN-Grand Palais (muse du Louvre) / Grard Blot
- Сальвадор Дали. Копия работы Яна Вермеера. 1955
г.
- Василий Тропинин. Время создания: 1823 г. Холст,
масло. Размер: 74,7 59,3 см. Находится: Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Текст:
Татьяна Уайт. Искусствовед, Арт- гид.
29 марта 2021 г.