Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Калининград

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

17.12.2020 22:23:51 | Автор: admin

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

С приходом зимы, в преддверии Нового года Калининград преобразился. Запах мандарин, жареных орешков и еловых веток, открытые ледовые катки, работающие до поздней ночи, обилие разноцветных огней, гирлянд, опоясавших чуть ли не все деревья города, превратили Калининград в волшебную Рождественскую сказку. А как встречали рождество и новый год в Восточной Пруссии?

Во времена тевтонского ордена земли эти заселялись немцами, приезжающими из разных уголков Германии: Рейнланда, Тюрингии, Нижней Саксонии и легенды, обычаи, народные поверья, привезенные ими из родных мест, смешавшись, сформировали новые обычаи и обряды, объединившиеся в так называемое Восточно-прусское рождество.

Подготовка к этому празднику начиналась в первый день Адвента (четвертое воскресенье перед Рождеством). В этот день под потолком комнаты вешали яркую, светящуюся изнутри Рождественскую звезду (Adventsstern). Обычно ее клеили сами дети под присмотром родителей. Каждый год она извлекалась из заветного сундучка, чинилась и занимала почетное место. К слову, рождественский венок появился значительно позже. Замечу, что это кёнигсбергская традиция: из еловых веток изготавливался венок, который носил название "адвенткранц" (от обозначения самого праздника), на нём устанавливались четыре восковые свечи.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Каждое воскресенье зажигалась одна новая свеча. Эта традиция особенно нравилась детям: с помощью такого незатейливого венка они считали дни до наступления долгожданной волшебной рождественской ночи. Под звездой или венком дети писали список своих пожеланий Санта Клаусу. Тогда же очень популярными стали игрушечные рождественские домики. Они представляли собой некое подобие часов с 24 дверками, нажимая на одну из них ребенок получал маленький подарок сюрприз.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Был и другой вариант этой новогодней игрушки - развешанные на веревке двадцать четыре маленьких вязаных носочка, в каждый из которых клалось сладкое угощение. Но существовало строгое правило: каждый день детям разрешено было открывать только по одной дверце или опустошать только один носочек.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

В первый день адвента на главной городской площади Mnzplatz (ныне район улицы Шевченко, у Дома Советов), устанавливали так называемое дерево для всех большую ель, высотой с трехэтажный дом. Еще две ели устанавливались на центральных площадях города, но конечно они уступали главной городской ели. Рядом с этим местом проходила улица Junkerstrae (ныне район гостиницы "Калининград"), которая также была украшена еловыми ветками, переливающимися разноцветными огоньками.

Что же касается самих жителей Кенигсберга, то они в эти дни активно занимались рождественскими хлопотами. В праздничной выпечке участвовала вся семья, ведь до Сочельника оставалось не так-то много дней. Главной рождественской выпечкой был конечно же Кенигсбергский марципан. Для его изготовления нужно было смешать четырнадцать пряничных пряностей с розовой водой и горьким миндалем. Выпечь такую сладость было непросто. Прежде чем сажать марципан в духовку, его следовало запечь на открытом огне. Да и с готовым марципаном следовало еще порядочно повозиться: отделать его сахарной глазурью и цветами из красного желе, украсить зелеными цитронатами и желтыми цукатами. Остатки теста тоже шли в дело: из них делались так называемые чайные конфеты, - маленькие кубики и крендельки, которые также запекались. Еще одной сладостью был "картофель", - круглые миндальные колобки, обваленные в какао порошке. Некоторые кенигсбергские кондитеры изготавливали целые марципановые панно размером до квадратного метра.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Это были настоящие рельефные картины: вазы с цветами, розовые хрюшки и даже Кенигсбергский замок. Изготавливались и другие сладости: Торнская катаринхен ( коврижка в виде монахини Катарины), всевозможные пряники из которых затем строился пряничный домик.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Такой домик был обязательным украшением рождественской елки. При его изготовлении использовались всевозможные разноцветные сладости: желе, миндаль, цукаты. Когда зажигалась рождественская елка, из пряничного домика лилось волшебное красное сияние

Ну и конечно же в рождественскую ночь и взрослые и дети ждали каких-то особенных подарков. Не надеясь на Санта Клауса взрослые их загодя покупали у уличных мальчишек, которые бегали по городу и с криками: - Счастье, господа, счастье! Купите счастье! рекламировали свой нехитрый товар собственного изготовления.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Это были различные "волшебные свечи", куклы-гимнасты "входи-выходи", маски, забавные фигурки. В рождественскую ночь все эти поделки клались на тарелку, накрывались салфеткой, а затем каждый член семьи или гость вытаскивал одну из вещичек. Конечно же были рождественские подарки и более существенные, чем самодельные игрушки. Их покупали в знаменитом и сравнительно недорогом "Котиллон-базаре" на главной улице города Steindamm. Популярным был расположенный поблизости "Шпиргартис" .

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Магазин Гельхарда славился знаменитыми кёнигсбергскими марципанами, от заказов на которые в преддверии Рождества не было отбоя. В эти предпраздничные дни и взрослые, и, конечно же, дети любили бродить по ярко украшенным улицам и рассматривать затейливо оформленные витрины. Особенно привлекательным был знаменитый магазин братьев Зибертов. Среди жителей города даже ходила поговорка: Быть в Кёнигсберге и не быть у Зиберта всё равно, что быть в Риме и не увидеть папы. Располагался торговый центр на площади Кайзер-Вильгельм-платц напротив Королевского замка (пересечение Московского и Ленинского проспектов в районе Эстакадного моста) и, конечно во время войны не уцелел. Толпы малышей облепливали витрины магазинов игрушек "Ханнемана и Ланггшассе" на острове Кнайпхоф или у "Вайса" на Junkerstrae.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Дети гадали, что им на этот раз преподнесёт Святой Николаус.

И вот наступал Сочельник. Как только начинало смеркаться, из ворот Замка по улицам города разбредались рождественские музыканты. Обычно их было от четырех до шести человек.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Дети через занавеску подсматривали за музыкантами и как только те начинали играть хорал С высоты небес зажигали новогодние елки. Музыканты останавливались около каждого дома и трубили до тех пор, пока в окнах не зажгутся праздничные свечи. Только после этого в сопровождении веселящейся детворы они шли к следующему дому. Шествие музыкантов продолжалось вплоть до полуночи, пока в светящемся от разноцветных праздничных огней старинном городе не наступало Рождество. В канун рождества все домочадцы садились за праздничным столом. Безусловно, главным украшением его была нарядная елка образ райского дерева.

Не случайно его украшали огнями, гирляндами, позолоченными орехами. Яблоки символизировали Древо познания, а зажжённые свечи - символ "света, который светит во тьме".

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Ну и заканчивалось Рождественское веселье на Замковом пруду (ныне Нижнее озеро). Люди катались на коньках, санках и гуляли в компаниях многочисленных друзей.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Замковый пруд служил главным городским катком и местом весёлых встреч.

Уже давно Нижнее озеро на рождество не замерзает ( вот оно подтверждение потепления климата), но традиция кататься на коньках осталась, благо сегодня в Калининграде работает множество открытых и закрытых катков.

И еще об одной традиции, которая зародилась в Восточной Пруссии, а затем стала популярна во всем мире, мне хотелось бы рассказать. О почтовых открытках, которые до недавнего времени мы так любили посылать друг другу на Новый год. Изобрёл их в 1870 году обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан. Правда, это изобретение тогда имело несколько другое назначение. Дело в том, что бдительный чиновник очень активно боролся за информационную безопасность своего королевства. И вот для того, чтобы солдаты не писали что ни попадя он и придумал поздравительные открытки. Они позволяли, не вскрывая конверты читать всю рождественскую переписку. Правда, большинство немцев об этом даже не задумывались. Новогодние открытки пользовались в Кёнигсберге огромной популярностью, ведь у каждого немца было множество друзей, знакомых, родственников, которым заблаговременно отправлялись эти трогательные послания.

Как праздновали рождество в Восточной Пруссии

Ну а когда эмигрант из Восточной Пруссии - Луи Прэнг, уехав в Америку основал там первую литографическую мастерскую, это увлечение завоевало и США.

Подробнее..
Категории: Калининград

Город длинной колбасы

24.12.2020 00:17:04 | Автор: admin

Город длинной колбасы


Самый любимый праздник в средневековом Кенигсберге.

В предыдущих постах я рассказал, как готовились и встречали Рождество в Восточной Пруссии. Ну, а что же здесь происходило на Новый год?

Праздник этот не был столь значимым и массовым, как Рождество, но и он проходил достаточно ярко. Не стоит, забывать, что именно в новогодние дни 1255 года богемский король Оттокар II Пржемысл основал наш город, который почти семь столетий, пока не был переименован в Калининград, носил его имя Кенигсберг (королевская гора).

Понятное дело, что в те годы, когда тевтонские рыцари героически обороняли свой город, а точнее крепость, от прусских племен, не желающих мириться с захватчиками, всем было не до праздников. Да и монашеский постриг (напомню, что все рыцари были монахами) не позволял им предаваться светским утехам.

А вот когда к власти пришел последний Великий Магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн Бранденбургский, человек, сумевший реформировать церковь и преобразовать духовное государство в светское, жить его подданным стало значительно веселее и вольготнее. Именно при герцоге Альбрехте и зародилась традиция ходить по городу с длинной колбасой и потчевать ею сограждан.

Город длинной колбасы

Впервые это случилось 1 января 1520 года, еще даже до реформации. Но массовые гуляния и праздники пришли в город чуть позже, с 1525 года, когда официально Тевтонский орден был распущен и горожане наконец-то ощутили дух свободы.

Праздник Длинной колбасы стал одним из самых любимых в народе. Обычно колбасное шествие начиналось с острова Кнайпхоф здесь кёнигсбергские мясники всем миром изготавливали колбасу такой длины, какой только могли, и взгромоздив ее на свои могучие плечи несли по улицам города. С острова Кнайпхоф шествие направлялось в сторону Королевского Замка. Войдя через главные ворота мясники клали колбасу к ногам повелителя Прусского государства.

Город длинной колбасы

Первыми пробу снимали представители кёнигсбергской дворянской и торговой знати. Бургомистры, главные пивные мастера и священники самых больших городских церквей также получали по внушительной порции деликатеса. Затем шествие направлялось в сторону другого города Альтштадта. Завершался праздник в самом народном городе старого Кёнигсберга -Лёбенихте широким гулянием самих виновников торжества мясников и колбасников. Здесь у постоялого двора пекарей, выкатывающих по этому поводу бочки хмельного пива доедались остатки колбасы.

Город длинной колбасы

Вот как это событие описывает известнейший историк Кёнигсберга Фритц Гаузе: Праздник длинной колбасы проводился восемь раз, наиболее весёлым он был на Новый 1601 год. Если в 1520 г. колбаса имела длину лишь в 41 локоть (примерно 20 м), то в 1601 г. она достигла невероятных размеров 1005 локтей (490 м). Три мастера и 87 подмастерьев потратили на её изготовление 81 свиной окорок и 18 фунтов перца. 103 подмастерья в праздничной одежде несли на плечах колбасу весом в 885 фунтов (две тонны!). Со знамёнами и музыкой шествие двигалось от постоялого двора мясников к замку, где часть колбасы, длиной в 130 локтей, передали в качестве новогоднего подношения земельному правителю (герцогу). Далее колонна направилась к бургомистрам трёх городов. Закончилось шествие около постоялого двора пекарей в Лёбенихте, где мясники и пекари вместе съели значительный остаток колбасы и много другой еды.

Город длинной колбасы

Калининградский профессор В. Кулагин считают, что Праздник длинной колбасы дань памяти древнему кельтскому обряду, он является отголоском тех жертвоприношений, которые проводились различными древнегерманскими племенами еще в начале I тысячелетия н. э.

Но как нам кажется, в колбасном шествии был и другой, миротворческий, смысл. Ведь зачастую три города: Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт конфликтовали между собой. Нередко эти конфликты доходили до военных столкновений. А вот в Праздник Длинной колбасы все распри прекращались.

Город длинной колбасы

Народ пировал, веселился и хоть на время забывал о конфликтах. Причем нередко эстафету у колбасников перехватывали кенигсбергские булочники. Они не только проставлялись знаменитым лебенихтским пивом, но и гигантскими хлебами. Особенно запомнился праздник, когда по городу прошла колонна пекарей, принеся к постоялому двору мясников восемь гигантских батонов с изюмом, которые были выпечены из пшеничной муки и украшены коронами, звёздами и гербами из пряничного теста.

Город длинной колбасы

Праздник длинной колбасы получил широкую известность далеко за пределами Кенигсберга. И возможно именно он явился тем самым триумфом чревоугодия, который с воодушевлением подхватили жители других немецких городов. И разве знаменитый мюнхенский колбасный праздник Oktoberfest, когда тонны жареных баварских сосисок запиваются Гекалитрами отменного пива, не является его прямым продолжением. И не только Oktoberfest

В курортном городе на юго-западе Германии Бад Дюркхайме, ежегодно проводится мясной фестиваль, на котором посетителям предлагают на пробу образцы колбас из всех уголков Германии. Ну, а запивается все это молодым рейнским вином.

Да, праздники чревоугодия характерны для многих городов Германии. А вот в Кенигсберге Праздник длинной колбасы был запрещен почти сразу же как только Восточная Пруссия вышла из состава Российской Империи. Случилось это в 1761 году после кончины императрицы Елизаветы Петровны и восшествия на престол ее племянника Пётра III, заключившего мир с прусским королём Фридрихом II, перед которым благоговел, и возвратившем ему завоёванную русскими войсками Восточную Пруссию без всякой компенсации. Прусский король презирал жителей Кенигсберга, считал их предателями, присягнувшими на верность русской короне. К тому же, будучи аскетом, Фридрих считал большим пороком чревоугодие и винопитие по случаю всевозможных празднеств. Да и количество самих праздников тоже он предложил сократить.

Как пишет историк Рюдигер Сафранский Дурную славу подобного рода пирами стяжали себе подмастерья пекарей. Так, например, цех пекарей, один из самых зажиточных в городе, построил приют для своих подмастерьев, и установка вывески на нем послужила достаточным основанием для того, чтобы в течение двух дней устраивать пир горой. За один раз было съедено шесть быков, большое количество солонины, карпов и прочей рыбы, двенадцать горшков смальца; выпито шесть бочек пива и изведено двенадцать фунтов зерен кофе. Для увеселения были приглашены городские музыканты и устроено шествие по городу.

Отцы города усмотрели в старинных обычаях излишнюю блажь и причуду. Живописные шествия членов цехов были запрещены по причине того, что они будто бы служат соблазном для пустой траты времени. Так бесславно завершилась в Кенигсберге традиция празднования Дня длинной колбасы.

Город длинной колбасы

Но сегодня, пусть не с таким размахом и помпой мы вновь возрождаем этот старинный праздник. К слову в 2020 году по версии туристического портала Турстат"он вошел в пятерку лучших гастрономических фестивалей России.

Подробнее..
Категории: Калининград

Последние комментарии

© 2006-2021, tuvatforum.ru