Поль Гоген. Видение после проповеди - фр.: La Vision aprs le Sermon La Lutte de Jacob avec lAnge 1888 г. Холст. Масло.
.
Стараясь к личному толкованию религиозных тем Поль Гоген пишет эту
работу Видение после проповеди в свой переломный 1888 год, до
поездки его к Ван Гогу в Арль.
.
Бретань. Природа, культура, архаичные устои быта и традиции Бретани
глубоко впечатлили художника, повлияв на его последующее
творчество.
.
Художник обращает свой взор на толкование эпизода из Ветхого
завета, где Иаков встречается и борется с НИМ. .Некто боролся с
Иаковом всю ночь до зари и повредил этот Некто Иакову сустав бедра.
На рассвете было сказано Иакову: Отпусти меня, ибо взошла заря. На
что Иаков отвечал: Не отпущу, пока не благословишь меня. Некто
спросил: Как имя твоё? Борющийся ответил: Иаков.
- Отныне имя твоё будет не Иаков, а Израиль, ибо боролся ты с Богом
и теперь человеков одолевать будешь. *Израиль /Борющийся с Богом в
переводе с древнееврейского.
Господь благословил Иакова и из его рода должен был произойти Иисус
Христос, который должен быть равный Богу.
.
Между тем сюжет не прост в понимании. Только ли из-за благословения
произошла борьба Иакова с ангелом? А может это аллегорически борьба
самого Гогена через библейские персонажи, что борются с двумя
началами, и сам Иаков с борьбой в душе своей: чёрного и
белогоБогоборчество Иакова, как форма диалога, утверждения
истины?!
.
Фоном для этого религиозного сюжета, к которому неоднократно
обращались в искусстве многие художники, Гогену послужил бретонский
пейзаж, где группа богобоязненных женщин - бретонок, занимают весь
передний план; они в своих колоритных национальных чепцах наблюдают
за борющимися. Какая связь борющихся и этих женщин в чепцах?
.
И тут мы попадаем смятение, так как начинаем расшифровать эту
картину, по привычному скольжению глаза слева направо. И ничего не
понимаем. При чём здесь проповедь? Между тем маленький
полу-изображённый священник, в самом нижнем правом углу смотрит на
воображаемый мир с библейскими персонажами на яркое видение,
узренное прихожанками-бретонками после своей воскресной проповеди в
деревенской церкви. Он дал им это видение, образы, подхваченные
символистом Гогеном в его ярком повествовании.
.
Картина делится на две части: мир настоящий и мир воображаемый.
Цвета подчеркивают эти два контраста. Насыщенная киноварь фона
подчёркивает что борьба происходит не в реальном пространстве, а в
видении бретонок и белые чепцы контрастируют с тёмным цветом их
одежд и ярким фоном только ещё усиливая чувство ирреальности
происходящего. Для Гогена важны фактура цветов и контрастность. Тут
ещё искусствоведы усматривают японские влияния у Гогена:
изображение женщин, неестественно, по диагонали наклонённое,
делящее композицию картины дерево, борющиеся фигуры.
Картина пронизана жёлто-зеленым солнцем на лугу цвета чистой
киновари (напоминающий пятна крови) ближе к церкви темнеющего и
становящегося коричнево-красным. Очень непростая картина по
философии и по восприятии. Противоречивая и где-то даже тревожащая
строй мысли человека.
.
Гоген первоначально хотел передать картину в дар местной церкви, но
её, скорее не поняли, отклонив этот дар.
Позже картина выставлялась в Париже и в Брюсселе, на выставке
бельгийской группы 20 Socit des Vingt, где также, как и в других
местах не встретила понимания публики. В итоге картина выставляется
на продажу в Париже и в 1925 году попадает в коллекцию Национальной
Галереи Шотландии.
Татьяна Уайт. Искусствовед. Арт-гид. Эдинбург. Шотландия. 23 августа 2021 г
* Видение после проповеди. 1888. Национальная Галерея Шотландии. Эдинбург.