Гобелен вывешен в Национальном Музее Шотландии, Эдинбурге и поражает прежде всего сложностью прочтения, размерами (4 метра 13 см. х 5 метров 13 см.) и изысканностью.
Гобелен вывешен в Национальном Музее Шотландии, Эдинбурге и поражает прежде всего сложностью прочтения, размерами (4 метра 13 см. х 5 метров 13 см.) и изысканностью.
Большие гобелены 16-17 вв. были невероятно дорогим удовольствием для заказчиков, почти всегда аристократов для своих благородных домов. На работу уходили месяцы и годы кропотливой ручной работы золотошвеек-мастериц. Этот гобелен во Фландрии (что сейчас Бельгия, Брюссель) ткали 8 лет, используя шёлковые, золотые и серебряные нити. Сюжет сложный, но он должен был напомнить через сюжеты Ветхого Завета (что зародил христианскую жизнь) аристократам о добродетели, о моральных принципах (10 заповедей) и стремлении к известным христианским добродетелям, как пути спасения души.
Известные 7 христианских добродетелей: Вера в Бога; Надежда; Благотворительность; Благоразумие; Справедливость; Сила духа; Умеренность предписаны средневековой церковью, как руководство к жизни праведной. В искусстве (времён Рафаэля) были выделены 4 кардинальные добродетели (от лат. стержень), основанные на античной философии и описанные подробной Фомой Аквинским в 13 веке.
Четыре основополагающие добродетели, с которыми связаны основные
добродетели. Эти 4 кардинальные добродетели (в лице женщин) в
искусстве и символы, их сопровождающие:
1. Благоразумие (изображается с книгой или свитком, с зеркалом и
змеёй);
2. Справедливость (изображается с мечом и весами)
3. Умеренность (узда, разбавляющая вино водой)
4. Мужество (в доспехах, со львом и пальмовой ветвью)
Так главная фигура на этом гобелене в центре БЛАГОРАЗУМИЕ. Она восседает на колеснице, увенчанная лаврами, как победительница. Она является центральной фигурой среди других благоразумных женщин из Ветхого Завета: Кассандра, Юдифь, Эсфирь.
Другая группа персонажей объединена в группе Рассудительные правители, у кого мудрость и милосердие были главными качествами: Римский Император Тит, Древнегреческий герой мифологии Кадм, Царь Давид (с Авигеей).
Следующая группа героев обозначена, как Мудрецы и в неё входят: Карнеад (греческий философ-скептик), Гедеон (5-й судья израильский, отважный воин), Мудрый Соломон с царицей Савской (Шиба).
Другие персонажи мистические, мифологические: Дракончики, Крылатый конь Пегас (символ поэтического вдохновения, друг муз); Ангел, ведущий Прометея; Персей, хитростью победивший Медузу.
ВСЕ персонажи благоразумны, рассудительны, милосердны, мудры. Их имена и действия у созерцателей гобелена должны были вызывать интерес, память и размышление, сравнивание своих поступков и мыслей с мыслями и поступками героев (из Ветхого Завета и Греческой мифологии) - ручной гигантской вышивки золотыми, серебряными нитями на льняном полотне.
Татьяна Уайт (Гид по Англии и Шотландии https://tatianawhite.tourister.ru)
Гобелен вывешен в Национальном Музее Шотландии, Эдинбурге и поражает прежде всего сложностью прочтения, размерами (4 метра 13 см. х 5 метров 13 см.) и изысканностью.
Большие гобелены 16-17 вв. были невероятно дорогим удовольствием для заказчиков, почти всегда аристократов для своих благородных домов. На работу уходили месяцы и годы кропотливой ручной работы золотошвеек-мастериц. Этот гобелен во Фландрии (что сейчас Бельгия, Брюссель) ткали 8 лет, используя шёлковые, золотые и серебряные нити. Сюжет сложный, но он должен был напомнить через сюжеты Ветхого Завета (что зародил христианскую жизнь) аристократам о добродетели, о моральных принципах (10 заповедей) и стремлении к известным христианским добродетелям, как пути спасения души.
Известные 7 христианских добродетелей: Вера в Бога; Надежда; Благотворительность; Благоразумие; Справедливость; Сила духа; Умеренность предписаны средневековой церковью, как руководство к жизни праведной. В искусстве (времён Рафаэля) были выделены 4 кардинальные добродетели (от лат. стержень), основанные на античной философии и описанные подробной Фомой Аквинским в 13 веке.
Четыре основополагающие добродетели, с которыми связаны основные
добродетели. Эти 4 кардинальные добродетели (в лице женщин) в
искусстве и символы, их сопровождающие:
1. Благоразумие (изображается с книгой или свитком, с зеркалом и
змеёй);
2. Справедливость (изображается с мечом и весами)
3. Умеренность (узда, разбавляющая вино водой)
4. Мужество (в доспехах, со львом и пальмовой ветвью)
Так главная фигура на этом гобелене в центре БЛАГОРАЗУМИЕ. Она восседает на колеснице, увенчанная лаврами, как победительница. Она является центральной фигурой среди других благоразумных женщин из Ветхого Завета: Кассандра, Юдифь, Эсфирь.
Другая группа персонажей объединена в группе Рассудительные правители, у кого мудрость и милосердие были главными качествами: Римский Император Тит, Древнегреческий герой мифологии Кадм, Царь Давид (с Авигеей).
Следующая группа героев обозначена, как Мудрецы и в неё входят: Карнеад (греческий философ-скептик), Гедеон (5-й судья израильский, отважный воин), Мудрый Соломон с царицей Савской (Шиба).
Другие персонажи мистические, мифологические: Дракончики, Крылатый конь Пегас (символ поэтического вдохновения, друг муз); Ангел, ведущий Прометея; Персей, хитростью победивший Медузу.
ВСЕ персонажи благоразумны, рассудительны, милосердны, мудры. Их имена и действия у созерцателей гобелена должны были вызывать интерес, память и размышление, сравнивание своих поступков и мыслей с мыслями и поступками героев (из Ветхого Завета и Греческой мифологии) - ручной гигантской вышивки золотыми, серебряными нитями на льняном полотне.
Татьяна Уайт (Гид по Англии и Шотландии https://tatianawhite.tourister.ru)
Ренессанс Италии.
Шедевр Сандро Боттичелли, написанный в конце 15 века (14851495
гг.). Картина на все времена и в каждый век она будет понятна,
близка, особенно женщинам, если даже убрать религиозную
составляющую. Эта картина будет рождать в женской душе трепет и
знакомое каждой матери волнение за малыша... и ласка тихая в
опущенных глазах...
.
Флорентиец Боттичелли готовился к карьере ювелира. Художник буквально гравировал контуры своих фигур, уделял внимание изяществу линий, свету, движению. Очевидно, здесь, на этой картине и предопределяется его внимание к детализации, к филигранной росписи.
.
Боттичелли за время своего творчества пишет несколько полотен на религиозные сюжеты с Богородицей. Типичный мотив церковного искусства изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, на коленях, эпоха Ренессанса превратила в настоящий гимн материнству и жертвенности.
.
И одна из нежнейших, трогательных, гармоничных - картина со спящим младенцем и склонившейся в кроткой молитве Богородица.
.
Спящий младенец Иисус с Богородицей на картинах Ренессанса довольно редкое изображение. Барокко, веком позже (1615 г.) представило Мадонну со спящим младенцем кисти Рубенса. А тут у нас с вами - Ренессанс. Кстати сказать, Боттичелли в первоначальном варианте изобразил младенца с открытыми глазами, но потом, очевидно для убедительной трогательности сюжета решил младенца изобразить с закрытыми глазами. На всех полотнах, особенно эпохи Ренессанса, где Мадонна с младенцем, младенец бодрствует, а тут он погружён в сладкий сон и казалось бы, ничто не может потревожить этот сон и ничто горестное не вправе ворваться в жизнь этого мирно спящего младенца. Но Ренессанс состоит из символов, предупреждений, знаков. Так и здесь, на этой, казалось бы безмятежной картине всё окружено символами.
.
Пышные кусты роз и ковер из растений и цветов расписаны с особой тщательностью и каждая деталь здесь имеет символическое значение.
.
Розы, нежные без шипов гармонирующие по цвету одеяния Богородицы, как и молодая земляника, наполовину ещё в цвету, наполовину уже спелая, тоже символ нежности в коде Ренессанса. Красный цвет, однако, чаще интерпретируют, как кровь Христа. Предупреждение? Возможно.
.
Синий плащ Марии и фиалки внизу картины символизируют ее скромность и смирение. Золотое сияние на плече ее мантии - морская звезда, так же символично. Почитание Пресвятой Богородицы как морской, путеводной звезды восходит к раннему средневековью и это ещё один символ Богородицы, её чистоты.
.
Плавные складки одежды, тканей, гармоничные переходы цветовой гаммы. Мы даже можем видеть кружевной платок-накидку Марии. Мы можем в её прозрачности и тонко выписанной вышивки увидеть параллель с почти фарфоровом изображении спящего младенца. И его сон охраняет любящая мама.
.
По лёгким теням на каменных руинах мы можем догадаться, что время полуденное и тени убывают и тона здесь максимально контрастны.
.
Картина умиротворяющая. Перед нами художник, кистью которого вела грация и изящество.
.
Удивительно, как художник мог уловить эти нежные женские и детские контуры, вдохнуть жизнь в почти невесомые фигуры матери и дети, при том, что Боттичелли никогда не имел своей семьи. Он умер от тяжелой болезни в бедности в 1510 году. Его быстро забыли современники и не узнали бы потомки, если не Братство прерафаэлитов.
.
Прерафаэлиты переняли растительную детализацию художественного стиля Боттичелли, сделав её лейтмотивом, канвой викторианского художественного повествования.
Автор текста: Татьяна Уайт. Искусствовед. Эдинбург. Май 2021.
* The Virgin Adoring the Sleeping Christ Child by Sandro Botticelli (1490), Scottish National Gallery. Edinburgh.
Сандро Боттичелли (1445-1510) - Мадонна, поклоняющаяся спящему младенцу Христу.
Картина из коллекции Национальной Галереи Шотландии. Эдинбург.
Поль Гоген. Видение после проповеди - фр.: La Vision aprs le Sermon La Lutte de Jacob avec lAnge 1888 г. Холст. Масло.
.
Стараясь к личному толкованию религиозных тем Поль Гоген пишет эту
работу Видение после проповеди в свой переломный 1888 год, до
поездки его к Ван Гогу в Арль.
.
Бретань. Природа, культура, архаичные устои быта и традиции Бретани
глубоко впечатлили художника, повлияв на его последующее
творчество.
.
Художник обращает свой взор на толкование эпизода из Ветхого
завета, где Иаков встречается и борется с НИМ. .Некто боролся с
Иаковом всю ночь до зари и повредил этот Некто Иакову сустав бедра.
На рассвете было сказано Иакову: Отпусти меня, ибо взошла заря. На
что Иаков отвечал: Не отпущу, пока не благословишь меня. Некто
спросил: Как имя твоё? Борющийся ответил: Иаков.
- Отныне имя твоё будет не Иаков, а Израиль, ибо боролся ты с Богом
и теперь человеков одолевать будешь. *Израиль /Борющийся с Богом в
переводе с древнееврейского.
Господь благословил Иакова и из его рода должен был произойти Иисус
Христос, который должен быть равный Богу.
.
Между тем сюжет не прост в понимании. Только ли из-за благословения
произошла борьба Иакова с ангелом? А может это аллегорически борьба
самого Гогена через библейские персонажи, что борются с двумя
началами, и сам Иаков с борьбой в душе своей: чёрного и
белогоБогоборчество Иакова, как форма диалога, утверждения
истины?!
.
Фоном для этого религиозного сюжета, к которому неоднократно
обращались в искусстве многие художники, Гогену послужил бретонский
пейзаж, где группа богобоязненных женщин - бретонок, занимают весь
передний план; они в своих колоритных национальных чепцах наблюдают
за борющимися. Какая связь борющихся и этих женщин в чепцах?
.
И тут мы попадаем смятение, так как начинаем расшифровать эту
картину, по привычному скольжению глаза слева направо. И ничего не
понимаем. При чём здесь проповедь? Между тем маленький
полу-изображённый священник, в самом нижнем правом углу смотрит на
воображаемый мир с библейскими персонажами на яркое видение,
узренное прихожанками-бретонками после своей воскресной проповеди в
деревенской церкви. Он дал им это видение, образы, подхваченные
символистом Гогеном в его ярком повествовании.
.
Картина делится на две части: мир настоящий и мир воображаемый.
Цвета подчеркивают эти два контраста. Насыщенная киноварь фона
подчёркивает что борьба происходит не в реальном пространстве, а в
видении бретонок и белые чепцы контрастируют с тёмным цветом их
одежд и ярким фоном только ещё усиливая чувство ирреальности
происходящего. Для Гогена важны фактура цветов и контрастность. Тут
ещё искусствоведы усматривают японские влияния у Гогена:
изображение женщин, неестественно, по диагонали наклонённое,
делящее композицию картины дерево, борющиеся фигуры.
Картина пронизана жёлто-зеленым солнцем на лугу цвета чистой
киновари (напоминающий пятна крови) ближе к церкви темнеющего и
становящегося коричнево-красным. Очень непростая картина по
философии и по восприятии. Противоречивая и где-то даже тревожащая
строй мысли человека.
.
Гоген первоначально хотел передать картину в дар местной церкви, но
её, скорее не поняли, отклонив этот дар.
Позже картина выставлялась в Париже и в Брюсселе, на выставке
бельгийской группы 20 Socit des Vingt, где также, как и в других
местах не встретила понимания публики. В итоге картина выставляется
на продажу в Париже и в 1925 году попадает в коллекцию Национальной
Галереи Шотландии.
Татьяна Уайт. Искусствовед. Арт-гид. Эдинбург. Шотландия. 23 августа 2021 г
* Видение после проповеди. 1888. Национальная Галерея Шотландии. Эдинбург.