Мой первый круиз состоялся в1958 году. Последний впрошлом
2024-м. (Пишу последний, нонезавершающий, потому что такой вид
отдыха люблю более всего).
Все круизы помню, будто это было вчера, окаждом моглабы написать
подробный рассказ это было недавно, это было давно Авсе потому что
эти путешествия живы вомне нетолько сюжетно, ноглавное
эмоционально.
Апока Скорее для себя попробую воспроизвести хронологию.
Систематизация это наше все!
Круиз Ульяновск Москва Ульяновск. Теплоход
Казбек. 1959г.
Круиз Ульяновск Астрахань-Ульяновск. Теплоход
Казбек 1960г.
Круиз Ульяновск Ленинград-Ульяновск. Теплоход
И. А. Крылов. 1965г.
Круиз Ульяновск Астрахань Ульяновск Москва
Ульяновск. Теплоход И. А. Крылов"1966г.
Круиз Ульяновск Ленинград -Ульяновск. Теплоход Г. В. Плеханов
1971г.
Круиз Казань Москва Казань. Теплоход Н. В.
Гоголь 1972г.
Круиз Казань-Москва-Казань. Теплоход Козьма
Минин 1976г.
Круиз Казань-Ульяновск-Казань Теплоход Украина.
В2008 году был переименован истал называться Булгария. 1977г.
Круиз Казань-Астрахань-Казань. Теплоход Урицкий
1981г.
Круиз Санкт-Петербург Валаам
Санкт-Петербург.Теплоход А. С. Попов 2008г.
Круиз Санкт-Петербург Свирьстрой (савтобусными
заездами вСвирский иТервенический монастыри) Санкт-Петербург. А. С.
Попов 2008г.
Круиз
Санкт-Петербург-Москва-Санкт-Петербург.Теплоход Максим Литвинов
2010г.
Круиз Балтийский.
Санкт-Петербург-Хельсинки-Санкт-Петербург Круизный лайнер Принцесса
Мария. 2010г.
Круиз Санкт-Петербург Лаппеенранта Выборг
Санкт-Петербург.ПоСайменскому каналу. 2016г. Маломерное судно
Carelia.
Круиз Балтийский. Санкт-Петербург Хельсинки
Таллинн Стокгольм Хельсинки Санкт-Петербург.Круизный лайнер
Принцесса Анастасия 2017г.
Круиз Санкт-Петербург Шлиссельбург Кижи
Лодейное поле Мандроги Валаам Санкт-Петербург.Теплоход Симфония
Севера 2024г.
Чтож! Кажется наэтом маленький рассказ можно былобы изакончить
(шутка, конечно).
Еще ястараюсь каждое свое земное путешествие дополнить речной
или морской прогулкой, чтобы увидеть панораму города или местности
своды. Это всегда отдельная история ивсегда очень красивая. Каждый
город, его неповторимый профиль своды смотрится совсем иначе.
Псков непременно нужно увидеть среки Великой, аНовгород среки
Волхов.
Рим откроется вам сречной прогулки поТибру, аПариж, сречной
прогулки поСене. Конечноже! Москву нужно увидеть сМосква-реки,
аСанкт-Петербург сНевы.
Жаль, янеувидела Вену сДуная, была вВене наРождество. Думала
вернуться вВену вмае. НопоДунаю всеже прошла всвое время отгорода
Видин доРуссы (Болгария). Правда, это был метеор, новсеже. Было
такое перемещение водой в1977 году. Правда, ятакие поездки вжанр
круизов незаписываю. Потому что если иихзаписывать: речные
прогулки, аиногда ипроезды отодного города додругого (дабы
немучиться поездом), тополучится еще один том воспоминаний.
Вообще-то япишу недля конкурса, потому что ради личной свободы
творчества непридерживаюсь правил, которые обозначены.
Ведь иногда даже таили иная поездка поводе, втом числе водная,
нонекруизная, может претендовать назнаковое событие вкопилке
воспоминаний. Нехочу обходить иихвниманием.
Вот кпримеру:
Мой первый пароход да, да, именно пароход носил название Джон
Рид.
Наэтом пароходе мыиногда поВолге отправлялись кбабушке,
вУльяновск. Мне было года три, так что название парохода, ямоглабы
исовсем позабыть, еслибы взрослые несмеялись над моей детской
интерпретацией Джумъит. Вот иврезалось впамять.
Что япомню Великая толкучка при посадке, черный дым, который
вырывался изтрубы, колесо, которое крутило воду, пока пароход
швартовался.
Зато сейчас, когда начала готовить этот материал, узнала так
много нового опароходике моего детства. Оказывается, навигация 1952
года была для парохода последней вУльяновской области. Значит,
яуспела вего прощальные рейсы!
Потом старый пароход передали вКуйбышев (ныне Самара), однако
потом вернули ипревратили вкаком-то затоне вДом отдыха.
Пароход был трудяга. Как построили его в1903 году, так иходил
поВолге. Говорили, что отстарости ходил трудно икособоко, давсеж
помогал людям.
Вначале его назвали Леонид Сорокин, аужв1937 году
переименовали.
Был пароход длиною 44,35 ишириной 5,49метров.
Незнаю почему, нотакие старые машины вызывают уменя
нежность.
Были иеще три старых парохода теплохода вмоей жизни.
Часто приходилось путешествовать изКазани вУльяновск иобратно
наУкраине, которую впоследствии переименовали вБулгарию.
Наэтом теплоходе ядобиралась вКазань, чтобы учиться
вконсерватории. Начиналась важная страница моей новой жизни.
Знаковое событие! Как забыть! Путешествие недлинное; вечером
посадка, аутром уже Казань. Помню, что попросьбе пассажиров ямного
играла вмузыкальном салоне, поэтому меня все любили иопекали. Были
короткие остановки попути, был теплый августовский вечер.
Булгария это речной круизный двухпалубный дизельэлектроход
проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был
построен в 1955 году насудоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno
(Slovenske Lodenice n.p. Komarno) вгороде Комарно (Чехословакия,
с1993 года Словакия).
Длина судна 80,2метра, ширина 14метров, осадка 1.9метров,
скорость хода 20,5 километров вчас, два двигателя 6NVD48 (дизельный
четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400
лошадиных сил каждый. Судно было рассчитано на 144 человека.
максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизельэлектроход имел класс Речного регистра О (Внутренние водные
пути, реки иводохранилища, ограничение посиле ветра несвыше семи
баллов).
Насудне были два ресторана, бар, музыкальный салон (онем уже
упомянула), открытый солярий, медицинский пункт.
При постройке дизельэлектроход получил название Украина,
авфеврале 2010 года был переименован в "Булгарию" вчесть Волжской
Булгарии.
До1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт
приписки Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан вКамское
речное пароходство (внастоящее время ОАО Судоходная компания
Камское речное пароходство).
В1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для
ликвидаторов истроителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС.
После окончания работ Украину (Булгария) вчисле других наименее
зараженных судов вернули вэксплуатацию.
До2003 года судно эксплуатировалось вПерми различными турфирмами.
В2003 году Камское речное пароходство поэкономическим причинам
отказалось отиспользования дизельэлектрохода, инесколько лет
взаконсервированном виде онстоял вдоке. В2006 году корабль прошел
доковый ремонт, в2007 году его вновь спустили наводу.
Каждый год, начиная с2007-го, утеплохода был новый арендатор.
В2011 году корабль был арендован ООО Бриз, которым виюне 2011
года сдан всубаренду казанской компании ООО АргоРечТур
(Татарстан).
Судно ходило в бассейне реки Волги (втом числе пореке Каме),
выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизельэлектроходов типа Булгарии непревышает 20
лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при
условии постоянного ремонта имодернизации.
Вот сэтим тоивозникли втовремя проблемы. Теплоход
эксплуатировали, нонелюбили инелечили.
Когда сБулгарией случилась трагедия, явосприняла тособытие
сособым глубоким чувством. Оно ипонятно.
Новернемся кдобрым воспоминаниям. Запомнилось разовое
перемещение изКазани вУльяновск натеплоходе Память тов. Маркина.
Название звучит как-то траурно, новот назвали вчесть революционера
Н. Г. Маркина (до1919 года носил имя Багратион. Это говорит отом.
Что теплоход старинный. Именно так. Построен наКоломенском заводе
в1912 году, позаказу пароходного общества Кавказ иМеркурий. Это
была серия проекта 465 крупная серия первых вмире речных дизельных
винтовых пассажирских судов (построили 11 единиц).
Чем запомнился Маркин? Казалосьбы ничего незначащее маленькое
приключение.
Сидели напричале, смотрели, как старое корыто гуляет поволнам
вдалеке, ипочему-то нехочет швартоваться, хотя время посадки давно
прошло.
Задумчиво заметила, что вдоме уменя осталась заначка.
Напоследние деньги, что звенели встуденческом кошельке слетали
занеприкосновенном запасом, нокогда вернулись наш Маркин уже
отплывал.
Запрыгнули без трапа, через воду (силушка молодая) исразу пошли
вресторан. Чувствуя себя богатыми иважными, неглядя вменю (абылоли
оно!) сдолей иронии стали заказывать ужин,
Холодная осетрина назакуску ичерная икра. Молвила я, давясь
отсмеха, забавляясь ожидаемой реакцией официанта, нотот невозмутимо
записал.
Стерляжья уха! решила яурезонить молодого человека, вспомнив,
как такую уху замечательно готовила моя бабушка.
Официант записал.
Ажареная севрюга есть? Неунималась я, уже надеясь наотказ,
ноофициант безропотно записал иэто пожелание.
Немогу сказать, что тот заказ стоил очень дорого. Гульнули
пополной, как говорят. Авсе так случилось потому, что теплоход хоть
ишел изГорького (Нижний Новгород), нодоэтого еще неисчерпал свои
астраханские запасы.
Втовремя Маркин курсировал потранспортной линии Астрахань
Горький, аматушка-Волга была так богата рыбой, причем свежей,
наивкуснейшей. Мой дедушка под Ульяновском ловил стерлядь
назакиднушки, так просто.
Запомнилось ираннее пробуждение почему-то впункт назначения
прибыли раньше намеченного врасписании. Тогда расписание
существовало, норамки его всеже небыли такими строгими, как
теперь.
Как-то сели наУкраину вночь, апроснувшись утром ивыйдя напалубу,
надеясь увидеть знакомые причалы Казани, удивились тому, что
отУльяновска едва отплыли оказывается всю ночь сидели намели. Вот
ужрадости было! Целый день, совершенно бесплатно провести
натеплоходе! Этоли неподарок!
Авот тораннее прибытие Маркина нас непорадовало. Невзирая
насытость пришлось доедать бутерброды счерной икрой, запивая
шампанским (здесь гурманы готовы закидать меня тапочками), номыбыли
бедные студенты. Неоставлятьже недопитое шампанское!
Стыдно. Да. После того раннего завтрака ядолго немогла смотреть
начерную икру.
Единственный круиз нанетуристическом теплоходе тоже однажды
случился, иэто было в1981 году натеплоходе Урицкий.
Поездка сложилась спонтанно. Накануне мысидели ссестрой
знаменитой композитора Софьи Губайдуллиной Идой Азгатовной
ивспоминали свои путешествия поВолге. Как товдруг всем захотелось
(нам инашим детям одноклассникам) вновь оказаться напароходике
белом. Повспоминали инатом завершили вечер воспоминаний. Однако
будучи человеком решительным, как говорится человек дела, моя
со-мечтательница дошла допорта (жили недалеко) идоговорилась
скапитаном теплохода Урицкий.
Уже поздним вечером вдверь позвонили:
Собирайтесь! Завтра отплаваем доАстрахани. Деньги заплатила.
Увас двухместная каюта, второго класса, унас напротив, такаяже.
Припоминаю, что деньги были совсем небольшие, нужно было только
взять сумму напитание вресторане икакие-то траты наостановках.
Были сборы недолги, хотя впопыхах, для чтения почему-то взяла
Кафку
Имыотправились вАстрахань надвухпалубном теплоходе, который
осуществлял грузовые ипассажирские перевозки поВолге.
Сейчас, при подготовке рассказа узнала много интересного про
Урицкий.
Узнала, что построен был втомже 1912 году, как иМаркин.
Вначале носил название Царьград ибыл знаменит шикарными
интерьерами (карельская береза). Каюты светлые, просторные,
коридоры широкие Давсе так ибыло, причем каюты второго класса мало
отличались откают первого класса, просто были более дешевые.
Нозачем нам карельская береза иготовая еда изресторана вкаюту (для
этого существовал подъемный лифт).
Втовремя ясовершенно необращала внимание натакие мелочи.
Питались мывресторане (заказы унас брали накануне). Выбор блюд был
очень приличный.
Остановки вгородах были такиеже, как инатуристических
теплоходах, просто небыло организованных экскурсий, нояктому
времени уже так много плавала (ходила) ивверх, ивниз поВолге, что
сама моглабы провести экскурсию влюбом городе понашему маршруту.
Могу сказать, что мынескучали.
Чем дальше мышли вниз поВолге, тем жарче изнойнее палило
солнце.
Наводе это незаметно всегда легкий ласкающий бриз. Авот
пришвартовавшись кберегу ивВолгограде, ивАстрахани, просто изнывали
отзноя, так что высаживаться наберег неслишком ихотелось.
Запомнилось другое Поскольку мыбыли свои, нам позволялось
подниматься врубку исидеть перед ней, насвежем воздухе.
Ночи были очень темные, теплые, южные. Чаще всего яприходила
посидеть одна. Можете представить ощущение, когда словно летишь
вкромешной тьме, теплой, сзапахами разнотравья, что приносили
сблизких невидимых берегов незнакомые южные ветра. Незабыть, как
однажды мывплыли взону пожара, что бушевал наблизком берегу.
Вчерной темноте мышли рядом состеной высокого огня, горячее
дыхание которого долетало, нонемогло нам навредить. Это
необыкновенное чувство убездны накраю, япочувствовала тогда и,
пожалуй таночь запомнилась мне более всего извсего путешествия.
Вообще мой первый настоящий круиз натуристическом теплоходе
состоялся в1959 году.
Только сейчас узнала, что трехпалубный теплоход Казбек накотором
мыотправились сродителями отУльяновска доМосквы иобратно, был
именно втом 1959 году достроен испущен наводу.
Эти трехпалубные теплоходы называли суда проекта 588 истроились
они вГДР с1954 по1961гг.
Строились наверфи VEB Mathias Thesen Werft вгороде Висмар.
Тогда поэтапно было построено 49 судов. Проект судов принадлежал
главному архитектору Министерства флота СССР Л. В. Добину.
Раньше таких белоснежных огромных красавцев невидели ниВолга,
ниЕнисей, нидругие великие реки СССР.
Технические характеристики этой серии таковы:
Небуду рассказывать вам оприметах повышенного комфорта, которым
отличались теплоходы той серии. (Впоследствии, впроцессе
эксплуатации они подвергались еще имодернизации). Расскажу только
овосторге первого знакомства степлоходом, который можно было
охарактеризовать как неверю своим глазам.
Поскольку достать путевки нановый неведомый теплоход было делом
трудным каюты первого класса были уже раскуплены, маме удалось
всеже завладеть одной издвух кают люкс. Номер каюты отсутствовал,
впутевке значилось просто Люкс, А, что наводило насомнения,
хорошоли будет нам.
Когдаже мывошли впросторную каюту, можно сказать двухкомнатную,
так как спальные места могли отделяться плотной, тяжелой шторой,
увидели многочисленный хрусталь, дверь, ведущую впросторную ванную,
топросто затаили дыхание.
Вскоре после заселения вкаюту постучал капитан. Онбыл поформе
ивбелых перчатках. Вего обязанность входило знакомство
свип-гостями, (амыиневедали, что вдруг неожиданно стали
такими).
Насудне был нетолько ресторан, ноимузыкальный салон, спрекрасным
белым роялем. Тут ужянезнала радоваться или огорчаться. Наличие
инструмента обещало открывавшуся возможность ежедневных занятий
музыкой (такова судьба любого будущего музыканта). Втоже время
играть натаком рояле было счастьем.
Наследующий год наша семья только имечтала, как прокатиться
натеплоходе Казбек, теперь уже вниз поВолге: доАстрахани
иобратно.
Вэтот раз нам достался Люкс В. Хрусталей уже небыло, капитан
знакомиться неприходил, нопоездка была неменее прекрасной.
Запомнились два дня вАстрахани. Маленький катер (для желающих)
отвез нас куда-то врайское место, где мыпровели целый день.
Жаркий ветер, множество мелких проток, где серебро мальков,
сплошной живой материей обтекало босые ноги, отдыхавшие отгорячего
нетронутого золотого песка. Полнота счастья полного слияния смиром
чистой, кажется нетронутой красоты исвободы.
Конечно, впервый день была экскурсия поАстрахани, номне
запомнился именно второй день. Вгороде было слишком знойно, как
ивСталинграде, где останавливались накануне.
ИзАстрахани мывезли огромную коробку воблы, трехлитровую банку
черной игры, немного арбузов идынь.
Моя следующая поездка была уже самостоятельной, без родителей,
носподругой, скоторой мывместе закончили первый курс музыкального
училища. Мне минуло шестнадцать лет
Иснова это была поездка первых.
Раньше поВолге практиковалось два маршрута: вверх поВолге
доМосквы (отлюбого поволжского города) ивниз, доАстрахани. Новот
открылся новый маршрут, ияоказалась вчисле первых, кто его
осваивал, маршрут недоМосквы (уже привычный), адоЛенинграда!
Если маршрут Ульяновск-Москва-Ульяновск занимал 10 суток,
тоЛенинградский круиз 14.
Как это было? Постепенно изСредней полосы лесостепей, входили
вразные климатические пояса, вплоть доневедомой Карелии, которая
внезнакомой мне летней суровой прохладе, дремала, окутанная поэзией
белых ночей.
Явзяла ссобой чемодан туалетов, чтобы мои одеяния неповторялись,
иямогла выходить вресторан натрапезу каждый раз вразных одеяниях.
Взяла четыре тома Шишкова Угрюм река (как хорошо слилось
топовествование смоим настроением знакомства ссеверной
природой).
Когда теплоход (неведомый доселе вэтих краях) швартовался,
напристань выходили жители исмотрели нанас как наинопланетян.
Пассажирам недокладывали овнутренних проблемах экипажа, аони,
наверное, были, имычувствовали, что некоторые проблемы решаются
находу.
Сейчас, насколько японимаю, маршрут вверх поВолге,
доСанкт-Петербурга устоялся. Вот так, кпримеру, выглядит маршрут
круиза изКазани: Казань-Нижний
Новгород-Городец-Ярославль-Кузино-День
отдыха-Сортавала-Валаам-Санкт-Петербург-Лодейное
Поле-Свирьстрой-Кижи-Петрозаводск-Вытегра-Череповец-Кострома-Нижний
Новгород-Свияжск-Казань.
Втовремя это былидругие города: Чебоксары, Горький (Нижний
Новгород), Плёс, Кострома. Ярославль, Череповец, Вытегра,
Свирьстрой, Ленинград (Санкт-Петербург) иужконечно, никаких
монастырей, которые втовремя, вполне очевидно, были вплачевном
состоянии. ОтРыбинского водохранилища шли пореке Ковже, необычайно
узкой, иногда доберегов было метра три (так казалось), но, видимо
глубокой, раз такое огромное судно проходило, хотя игнало волны
поберегам. Отом, чтобы двум судам разминуться небыло иречи.
Втовремя небыло такой практики транслировать путевые экскурсии.
Посудовому радио были только приглашения назавтрак-обед-ужин (вдве
смены), другие объявления инемного музыки, хотя восновном пели сами
пассажиры, собравшись навторой палубе.
Отом где плывем можно было узнать уосведомленных пассажиров,
членов экипажа, что могли случайно пройти попалубе.
Часто звучало упоминание окакой-то Мариинской водной системе,
нонас сподругой тогда это неочень интересовало.
Сейчас вот разбираюсь, вспоминаю.
Конечно, невозможно было незапомнить то, как шлюзовались
посредством старинного шлюза, вокруг все называли его Петровским.
Говорили, что онвыручает напоследнем издыхании иможет быть
мыпоследние, кто внего вплывает. Бревна, изкоторых были сложены
стены шлюза скрипели, номынезнали страха, хотелось приключений.
Сейчас, конечно, совсем дркгие шлюзы.
(Когда впоследствии натеплоходе Максим Литвинов второй капитан
узнал омоем далеком путешествии вЛенинград иотом, как
мышлюзовались, ондал мне свою капитанскую фуражку для фотографии
врубке).
Новернемся кмоему первому круизу отВолги доБалтики.
Перед входом вЛадогу всех пассажиров собрали наверхней палубе
ипрочитали наставления наслучай шторма.
О, как мысмоей Оксаной ждали шторм! Решили неспать
дождаться.
Ноуснули.
Старпом опрометчиво объяснил, что для борьбы сморской болезнью
можно воспользоваться лимоном иконьяком. Женщины ринулись вресторан
залимонами, амужчины тутже освоили все запасы спиртного, какие
только были.
Шторм неслучился имынебыли разочарованы, потому что впереди был
Ленинград. Русский музей, Мариинский театр (Тогда театр оперы
ибалета им.С. М. Кирова) имного чего хорошего.
Нувот! Начала уже осамом круизе рассказывать
Мне всеже больше хотелось рассказать отеплоходах.
Как иКазбек, теплоходы И. А. Крылов, Г. В. Плеханов, Н. В.
Гоголь, Козьма Минин все были изчисла тех 49 судов, окоторых
яупоминала проекта 588, Поэтому заходили мынанезнакомый теплоход,
как вдом родной.
Однажды случился казус. Накакой-то остановке, где упристани
пришвартовалось три или четыре теплохода, мысподругой перепутали
свое родное судно счужим (близнецы).
Шли, отмечали:
О! Ковровые дорожки поменяли! О! Цветок водрузили и т. д.
Когдаже несмогли своим ключом открыть каюту, немного струхнули
кто-то заперся внашей каюте?!
Потом долго хохотали. Это состояние радости, веселья, свободы
никогда непокидало меня имоих спутников вовсех круизах.
Более комфортабельным был теплоход, аточнее круизный лайнер
Максим Литвинов, накотором мыотправились смужем в2010 году
помаршруту Санкт-Петербург-Москва Санкт-Петербург.
Поездка была фантастически славной! Когда вернулись домой,
решили, что больше вречных круизах неучаствуем. Потому что так
хорошо уже небудет никогда!
Однако впрошлом году всеже изменили своему обещанию иотправились
вкруиз поЛадожскому маршруту натакомже круизном лайнере, тойже
серии 302.
Вначале Симфония Севера ходила синым названием Дмитрий Фурманов,
нопосле того, как судно было спущено наводу в1983 году прошло
несколько модернизаций в2006, 2017 и2023 году ивпроцессе своей
трудовой жизни поменяло имя наСимфония Севера.
Суда этой серии изготавливались с1983 года по1992 год
насудоверфи вБойценбурге (сначала ГДР, потом ФРГ).
Всего позаказу СССР было построено 27 таких теплоходов, хотя
часть изних потом оказались вКитае.
Судьбы теплоходов разные. Достаточно сказать, что сегодня они
плавают порекам Волга, Кама, Дон, Днепр иЯнцзы (Китай).
Неберусь сравнивать результаты модернизаций, которым подверглись
лайнеры, номогу свидетельствовать, что иМаксим Литвинов иСимфония
Севера суда комфортабельные, неслучайно получившие идополнительную
характеристику, как плавучие пансионаты.
Габариты Симфонии Севера: длина 129,1, ширина 16,7, пассажиров
312, соотношение числа членов экипажа кчислу пассажиров 1:3.
Отом круизе яуже писала наТуристире, повторяться небуду.
Можете прочитать здесь:
http://tuvatforum.ru/aways/www.tourister.ru/responses/id_43415
Надеюсь, что небольшие фрагменты моих воспоминаний неутомили вас
иесли будет желание удрузей-читателей, могу иеще как-нибудь
повспоминать надосуге.
Мне есть что рассказать!
(Фотографии старых теплоходов конечно же взяты из
интернета).
Теги: Круиз